Россия и мусульманский мир № 6 / 2017 - стр. 9
Несмотря на все возрастающее число неофитов в нашей стране, рассматриваемая проблема не привлекла достаточного внимания ученых. Ее рассматривают вскользь, между строк в работах по исламу, подробного же специального анализа российскими учеными не проводилось. Вопрос, почему новообращенные мусульмане проявляют большую склонность к радикализации чем те, кто рождается мусульманами, до сих пор остается открытым. Проблему неофитов в своих работах по фанатизму и религиозному радикализму затрагивает В.В. Ким [12], встречается упоминание неофитов и в работах о радикализации в исправительных учреждениях, о русском исламе пишет Т.В. Излученко, сайты РПЦ.
Зарубежными учеными данная проблема изучается более пристально, и имеется ряд работ, посвященных неофитам, но и их небольшое количество, более того, они регионально привязаны и сосредоточены на отдельных случаях [6; 8; 9], основываются в основном на глубинных интервью. Если научных работ мало, то СМИ (и зарубежные, и отечественные) очень часто обращаются к вопросу неофитов и почти всегда связывают новообращенных мусульман с терроризмом, акцентируя внимание на отдельных, пусть и громких, случаях. Публикации в СМИ как всегда являются спекулятивными и представляют мусульман-неофитов как террористическую угрозу, игнорируя тот факт, что большинство новообращенных мусульман к терроризму отношения не имеют.
Данная проблема требует пристального и тщательного исследования и анализа, причем комплексного. В статье сделана попытка всесторонне рассмотреть проблему неофитов, изучив имеющиеся отечественные и зарубежные источники, использовав методы социологии – метод контент-анализа, анкетирования, интервью с неофитами, экспертные опросы. Для того чтобы изучить проблему неофитов в России, автором на базе «Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем “Кавказ. Мир. Развитие”», в 2014–2015 гг. было проведено социологическое исследование «Новообращенные в ислам» (выборка 1658 респондентов). Широко при анализе используется компаративный метод, анализ численных данных о радикальных неофитах в ЮФО и СКФО.
Неофиты в религии – явление, насчитывающее тысячелетия. Смена религий и их трансформация – закономерный процесс. Так, сначала были местные языческие верования, затем происходило вторжение мировых религий, параллельно с ассимилированием местных верований, потом шел (а в исламе сейчас идет) процесс религиозных реформаций, разделения, обновления. И этот процесс непрерывен. Борьба за духовную сферу всегда была приоритетной. Миссионерская деятельность всех мировых религий играла и сейчас играет важную роль.