Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 6 / 2017 - стр. 23

«Гуманитарий Юга России», Ростов-на-Дону, 2016 г., т. 22, № 6, с. 15–22.

Роль зарубежного фактора в становлении системы религиозного образования в постсоветском Татарстане: Проблемы и пути их преодоления

А. Ахунов, кандидат филологических наук, доцент кафедры востоковедения и исламоведения (Институт международных отношений, истории и востоковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет)

Аннотация. С созданием в 1992 г. в Татарстане Централизованной религиозной организации Духовного управления мусульман Татар-стана возникла острая необходимость в подготовке религиозных кадров. Основную помощь оказали различные арабские фонды, преимущественно из стран Персидского залива. Обученные там сотни татар-мусульман сыграли важную роль в становлении религиозных институтов, одновременно породив феномен «конфликта поколений». Статья адресуется исследователям институциональной истории российского ислама, а также дискурса о месте религии в светском пространстве.

Ключевые слова: Ближний Восток, ДУМ РТ, ислам в Татарстане, мусульманское образование.

Точкой отчета начала массового выезда татарской молодежи для обучения в вузы исламских стран можно назвать 1992 г. Этот процесс был невозможен без финансовой поддержки различных исламских фондов, прежде всего саудовских. После развала СССР Российская Федерация пребывала в глубоком экономическом и политическом кризисе. Татарстан, объявивший политику «мягкого вхождения в рынок», находился в относительно благоприятных условиях по сравнению с другими субъектами Федерации, но еще не настолько силен материально, чтобы финансировать создание собственной системы религиозного образования. Кроме того, татарстанские руководители – вчерашние коммунисты, полагали, что религия – это удел пенсионеров, поэтому не считали этот вопрос актуальным.

Российская Федерация нуждалась в кредитах и инвестициях, Министерство иностранных дел РФ возглавил «либерал» А.В. Козырев, повернувший вектор российской внешней политики с Востока на Запад. Изменилось отношение и к странам, находившимся в противоположном СССР лагере. В этих условиях созрели предпосылки для восстановления разорванных в 1938 г. дипломатических отношений с Королевством Саудовская Аравия. В декабре 1991 г. в Москве было открыто посольство КСА, а в мае 1992 г. в гостинице «Метрополь» состоялся большой дипломатический прием, собравший российский истеблишмент1. В адрес саудовской стороны прозвучало множество комплиментов, были озвучены надежды российских мусульман как на моральную, так и на материальную поддержку. В частности, председателем Духовного управления мусульман Европейской части СНГ и Сибири муфтием Талгатом Таджутдином было заявлено, что «Саудовская Аравия способна оказать неоценимое содействие правоверным в России, как и в других государствах бывшего СССР, в возрождении исламской духовности, культурных традиций, восстановлении мусульманских храмов, посещении святых мест»

Страница 23