Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 6 / 2013 - стр. 24

Одним из стержневых в определении нравственных императивов молодежи был следующий вопрос: «Как вы считаете… а) нравственным (честным, порядочным и т.д.) может быть любой человек, независимо от своего отношения к вере; б) нравственным может быть только верующий человек?» Ответы на этот конкретный вопрос также изменяют представления о преимущественно религиозной мотивированности поведения молодых людей, которые складываются по их ответам на общие вопросы, касающиеся их религиозных пристрастий. Как оказалось, число молодых людей, которые не считают религиозность человека обязательным условием его нравственности, намного больше, чем группы с противоположной позицией.

В общей выборке (КБР, ЧР, РД) позитивно оценивающих роль нерелигиозных ценностей в нравственной идентичности человека оказалось 58,1% против 24,1%. Это хорошая установка для успешной толерантной адаптации молодых людей в сложном, противоречивом пространстве нравственных ценностей современной России. Нужно отметить, что в разрезе республик в ответах на данный вопрос имелись различия. Так, светская оценка в данном вопросе у дагестанской молодежи оказалась равной 57,7% (религиозная – 22,6%). Эти показатели на уровне средних. Крайние позиции обозначены у молодежи ЧР и КБР. В ЧР соответственно 44,2% – «светская ориентация», 45,6% – «религиозная». В КБР соответственно 70,2 и 11,7%. Необходимо также отметить, что в ответах на данный вопрос значимых различий между старшим поколением и молодежью не наблюдается.

Есть соблазн интерпретировать полученные результаты как стремление молодежи к светской идентичности. В действительности они больше говорят о признании за другими людьми права на реализацию иных, не религиозных норм нравственности. А это разные вещи. Если усилить этот вывод в гипотетическом направлении, то можно говорить о том, что молодежь считает религиозную нравственность одним из проявлений нравственности, имеющей свою природу в более широком социальном контексте.

Анализ ответов на ряд других вопросов анкет позволяет проверить данную гипотезу. В целях проверки того, насколько осознано молодежью влияние двух факторов – религиозного и светского – на ее нравственную идентичность, был задан более конкретный вопрос, который звучал следующим образом: «Выберите, пожалуйста, одно из приведенных утверждений, с которым Вы согласны». Предлагались следующие утверждения: а) «человеческий разум способен различать добро и зло, независимо от веры в Бога»; б) «не разум, а вера может показать человеку разницу между добром и злом»; в) «затрудняюсь ответить».

Страница 24