Россия и мусульманский мир № 5 / 2013 - стр. 18
Какой напрашивается итоговый вывод? Очевидно, арабским странам – если не всем, то большинству – придется пройти через исторический этап исламских режимов разной степени жесткости. Другой объединяющей идеи у них нет. Мир знает три мощных мобилизующих народ начала: национальное, социальное и религиозное. Национализм, который был господствующей идеей во времена Насера, давно себя исчерпал. Идея социализма (с элементами, где национализма, а где и религии) ушла в прошлое вместе с уходом реального социализма. Осталась идея ислама, которая наиболее глубоко укоренена в сознании широких масс и которая является не только идеологией, но и образом жизни. А еще и надеждой тех, кто разочаровался в светских формах общественной жизни.
Что же касается идеи демократии, то, как представляется, она не уйдет с политической арены, тем более в условиях глобализации и информационной революции. Но в основном она будет либо интегрирована в исламский режим, как в Иране, либо носить имитационный характер, как и во многих светских автократиях. Наверняка будут и такие политические системы, в которых сохранятся демократические институты и в условиях правления исламских партий умеренного толка, как, например, в Турции.
«Страны Востока: Социально-политические, социально-экономические, этноконфессиональные и социокультурные проблемы в контексте глобализации», М., 2012 г., с. 49–63.
Место и роль ислама в регионах Российской Федерации, Закавказья и Центральной Азии
Факторы и механизмы этнополитического раскола в Кабардино-Балкарии
М. Шорова, востоковед (Кабардино-Балкарский государственный университет)
Изучение этнополитических процессов в современной Кабардино-Балкарии (КБ) представляет большой научный и практический интерес. Некоторые исследователи считают, что здесь в полной мере присутствует набор характеристик, включаемых в кризисную и конфликтную северокавказскую парадигму. Рассматриваемая проблема находится в центре внимания не только широкого круга ученых, но и непосредственных акторов исследуемых процессов, что порой служит причиной субъективности подходов к анализируемым проблемам. В связи с этим обусловливается необходимость объективного осмысления современных этнополитических процессов в Кабардино-Балкарской Республике (КБР).
Первый критический рубеж в этнополитической жизни современной КБР, грозивший республике расколом, пришелся на 1990-е годы. В условиях общего кризиса и ослабления системы центральной и республиканской власти национальные движения КБ взяли в свои руки инициативу по выражению и реализации национальных интересов, что вызвало политическую активность этноориентированных общественно-политических объединений и привело к этнополитическому расколу. На данном этапе руководство КБ предприняло адекватные конституционно-правовые меры на этнонационалистические «вызовы» национальных движений, что сделало идею раскола КБ практически невозможной. Теперь национальные движения, деятельность которых некогда носила радикальный характер, ставят перед собой по большей части не политические, а экономические цели. Кроме того, титульные народы КБР, традиционно лояльные по отношению друг к другу, при всей остроте тех или иных конфликтных ситуаций, имевших место в 2000-е годы, высказывали свою оппозиционность властям.