Россия и мусульманский мир № 5 / 2010 - стр. 31
Будущая картина мира, по мнению разных западных исследователей, может быть представлена в двух вариантах. Первый – это неизбежное столкновение мусульманства и христианства, а как результат, по моему мнению, все-таки возможна ядерная война. Второй, конечно же, связан с процессами глобализации, победоносной в которой будет одна-единственная держава. Эти оба варианта имеют все необходимые доказательства в свою пользу. Если обратить внимание на эти сценарии будущего, то они не сулят нашей планете мирного сосуществования. Исход у них обоих будет печальным. Радует только одно, что у нас еще есть шанс изменить ход истории. И далеко не последнюю, если не первую, скрипку в международном оркестре сыграет Россия. Своим примером добрососедского сосуществования большого количества этносов и конфессий наша страна сумеет доказать всем, что мир можно построить даже без заключения международных договоров.
Жителей планеты очень сильно запугала нарастающая угроза с мусульманского Востока. Исламофобия становится болезнью многих политиков, не говоря уже о простых людях, жизнь которых сегодня ничего не стоит. Россию эта острейшая проблема не обошла стороной, но, в отличие от других стран, конфликты на религиозной почве здесь менее масштабны. Основа мирного сосуществования заложена, во-первых, в историческом прошлом нашего государства, во-вторых, в особом российском менталитете, в духе людей.
Давайте совершим небольшой экскурс в историю, касающуюся ислама и православия. Ислам в России на протяжении уже нескольких веков – вторая по численности и по значимости религия после православия. В истории страны он «играл и играет гораздо более значительную роль, чем это всегда официально признавалось. Он всегда оказывал (и продолжает в определенной мере делать это и сейчас) влияние на религиозную ситуацию в стране, этнокультурные и этносоциальные процессы, межэтнические и идеологические конфликты, экономическое и политическое развитие, международные позиции и внешнюю политику России» (Ланда Р.Г., 1997, с. 40). На протяжении всего XX в. эти две великие религии одинаково испытали на себе все великие потрясения этого периода.
В последние 20 лет религиозная ситуация в Российской Федерации радикально изменилась. По мнению некоторых авторов, религиозная ситуация в исламском сегменте конфессиональной картины России определяется главным образом тремя тенденциями:
– во-первых, происходит усиление фундаменталистских идей в традиционно исламской среде, где так называемый ваххабизм начинает занимать нишу идеологии политического и социального протеста, особенно для молодежи из низших общественных слоев;