Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 4 / 2016 - стр. 17

. Для многих из них, впервые оказавшихся в многонациональном мегаполисе, остро стоит вопрос как безболезненного «вживания» в новую общественную среду, так и сохранения в новых непривычных городских условиях исконно национальной и религиозной идентичности. Поэтому, как показывает опыт, представители этих народов, часто выходцы из сельских районов, стремятся сохранить тесные земляческие связи, вступая в экзогамные браки только в исключительных случаях. Это прежде всего касается мигрантов из центральноазиатских государств. Общепризнанно, что сегодня именно на приезжих узбеках, киргизах и таджиках в Москве и области в основном держится система ЖКХ, новостройки, мелкая и розничная торговля, точки общепита, общественный транспорт, а также сфера услуг (ремонт и уборка дорог и жилых помещений, парикмахерские и т.д.). В последнее время в медицинских учреждениях и различных бизнес- и государственных структурах столицы наблюдается также приток специалистов с дипломами узбекских, таджикских или киргизских высших учебных заведений. «Динамика численности отдельных этнических групп показывает, что в столице постсоветской России наблюдается планомерное сокращение евреев, украинцев, белорусов, – отмечает эксперт Сети этнологического мониторинга О. Кульбачевская. – В то же время, численность народов Кавказа и Средней Азии растет. Здесь также надо иметь в виду и неучтенных нелегальных мигрантов, среди которых выходцы с Кавказа и Средней Азии составляют существенную часть»52. Среди нелегальных трудовых мигрантов, число которых в 4–8 раз превышает официально зарегистрированных, характерна высокая безработица и социальная неустроенность, что нередко ведет к их люмпенизации и криминализации. Не является секретом существование неофициальной мигрантской трудовой биржи на площади «трех вокзалов» (Комсомольская площадь) или на окраине Москвы – в Перловке, где до недавнего времени вербовалась дешевая рабочая сила. Мэр Москвы С.С. Собянин во время встречи с журналистами, отмечая возросшее число мигрантов из центральноазиатских государств, заявил, что в столице «уже существуют районы, где число русскоговорящего населения всего 25%»53. Иллюстрацией этих слов может служить национальный состав населения Южного и Северного Бутова: из 200 тыс. жителей этих районов почти треть по неофициальным данным являются этническими мусульманами, представляющими южные регионы России и Центральной Азии54.

Следствием изменения национального состава Москвы и свободным развитием в городском пространстве духовных и этнокультурных традиций является рост религиозности среди московского населения. В столице соотношение религиозного и нерелигиозного населения на 2008 г. составляло 6:1, что позволило Москве занять одно из лидирующих мест среди других субъектов Российской Федерации в плане происходящего в обществе процесса десекуляризации

Страница 17