Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 4 / 2015 - стр. 26

, ибо всё совершающееся в Природе явно происходит от Бога, который является творцом добра и отцом света. Это значит, что начало всего и первопричина известны, так что путь новой философии это не столько путь Колумба, сколько путь уже открытой ортодоксальной веры.

В работе «Опыты или наставления нравственные и политические», посвящаемой герцогу Бекингему, лорду-адмиралу Англии, Ф. Бэкон писал, что «поиски истины, т.е. любовь к ней и ухаживание за нею, знание истины, т.е. ее присутствие, и вера в истину, т.е. наслаждение ею, составляют высшее благо человеческой натуры. Первым созданием Бога, в трудах дней его, был свет видимый, последним – свет разума»53.

Добиться того, чтобы ум человека опирался на столпы истины, – значит, достичь рая на земле. Это и смысл и конечная цель жизни человека. Ложь открыта Богу, и безусловно вся преступность лжи и вероломства будет последним трубным гласом, который призовет род человеческий на суд Божий54.

Таким образом, полная истина требует соединения естественного и сверхъестественного, т.е. науки и религии.

Проблема, однако, заключалась в противоположных толкованиях религиозной истины. Это влекло за собой цивилизационную нестабильность и религиозные войны.

Бэкон осуждает религиозные расколы и распри. «Истинный Бог, – считает он, – отличается именно тем, что он – Бог – ревнитель, а поэтому и служение себе требует безраздельного»55.

Но это уже не просто вера. На основе простых верований как раз и возникает произвол мнений, сопровождаемых произвольным словоупотреблением. Люди создают противоречия, которые они неспособны рационально объяснить. Противоречия облекают в новые слова, причем таким образом, что смысл, вместо того чтобы подчинять слово, сам ему подчиняется56.

Господство произвольных мнений оказывается почвой, на которой могут возникать различные формы ложных единений, основанных на невежестве. Каждая секта, считает Бэкон, кривляется на свой лад. При комбинациях, допускающих разногласия в основных вопросах, истинное и ложное подобны железу и глине в ногах навуходоносорова истукана. Истину, считает Бэкон, нельзя добывать мечом Магомета, т.е. насилием совести, путем кровавых преступлений. Но как без опыта философии возможна объективная и универсальная истина о сущности мироздания и его происхождении? В общественном сознании доминируют произвольные мнения. Их исправление – ключевой вопрос цивилизационной жизни.

Путь истинного познания на основе эксперимента мог относиться только к «средним аксиомам». Но без знания оснований «конечных аксиом» или «последних правил» любая философская доктрина не могла составить истинного знания оснований бесконечного мира или «первой причины» универсума.

Страница 26