Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 4 / 2014 - стр. 22

. Те же самые процессы имели место в конце 1990-х – начале 2000-х годов, когда «молодые мусульмане» Кабардино-Балкарии проводили мощную пропаганду своих идей и взглядов в сфере исламского возрождения. В республике была создана целая система исламского образования и воспитания среди молодежи, которая имела позитивные для «молодых мусульман» последствия: в регионах сформировались многочисленные последователи не официального ДУМ КБР, а именно молодых лидеров А. Астемирова и М. Мукожева.

21 июня 2013 г. глава РА Аслан Тхакушинов встретился с представителями ДУМ РА и КК: муфтием – Аскарбием Кардановым, имамом Собо-Мафехабль Мухамеда Хасани41. Президент обсуждал с новыми лидерами вопрос о похоронных обрядах адыгейцев, которые бытуют последние 20 лет, считая, что многие из них не являются мусульманскими: проведение поминок 7 дней, 40 дней и годовщины смерти. Предыдущий муфтий Н. Емиж уделял много времени в «борьбе» против этих нововведений. Нынешнее руководство согласилось, что с этим надо бороться. Они также, как и Н. Емиж, проводят в различных районах республики встречи с населением по этому вопросу, однако довольно скоро «перевели» разговор с президентом РА на другие проблемы, которые их волнуют в большей степени, а именно: на открытие в Республике Адыгея собственного медресе – учебного заведения, которое будет готовить образованных имамов для работы в районах, а также проводить курсы для эфендиев. Президент РА А. Тхакушинов поддержал эту идею.

Заключение

Известные адыговеды Х.С. Ханаху и О.М. Цветков в своих работах по исламоведению в Адыгее прогнозируют в ближайшем будущем усиление конфликта между мусульманами старшего и молодого поколения, так называемыми «традиционными» и «молодыми» мусульманами42, однако, по нашему мнению, сценарий развития ислама в Адыгее будет несколько иным: «молодые мусульмане» уже победили, получив легально власть внутри исламской общины, и им уже нет необходимости вести борьбу со старшим поколением за сферы влияния. Имевшийся в прежние годы конфликт между «традиционными» и «молодыми» мусульманами все же лежал не в плоскости соблюдения обрядов, а в сфере борьбы за власть внутри исламского сообщества. Поэтому, как нам представляется, они скорее сконцентрируются на работе с молодежью, «обрабатывая» их сознание и душу в нужном для них направлении, оставляя старшее поколение в покое. Скорее всего, в ближайшей перспективе в Республике Адыгея произойдет некоторое усиление противоречий между Духовным управлением мусульман РА и КК, с одной стороны, и различными властными (а может быть и силовыми) институтами – с другой.

Страница 22