Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 4 / 2013 - стр. 26

Так, председатель «Милли меджлиса татарского народа» (самопровозглашенного парламента), постоянная участница дней памяти Ф. Байрамова утверждает, что «русское государство построено на трагедии татарского народа, на татарской крови, и держится оно за счет энергоресурсов, выкачиваемых из недр татарских земель» и т.п. «Как мы были правы, провозгласив суверенитет Татарстана в 90-е, и как хорошо, что у нас есть правовая база для построения своего независимого государства! – восклицает она. – Только имея собственное независимое татарское государство, мы сможем сохраниться как нация и не зависеть ни от кого». Ф. Байрамова видит спасение татар в исламе и «сильном национальном духе, воинственном духе Чингисхана», делая упор на первую составляющую. Еще дальше пошел писатель А. Халим, в конце 2009 г. обратившийся к королю Норвегии Харальду V с просьбой «рассмотреть вопрос о предоставлении моему народу места для постоянного проживания – созвездия самых крупнейших, необжитых айсбергов за Полярным кругом, на одном из архипелагов Северного Ледовитого океана». Татары (писатель надеется «спасти», таким образом, хотя бы 5 тыс. своих соплеменников) создадут на этих айсбергах «лучший розарий с самыми прекрасными розами мира». Как объяснил А. Халим, обратиться с этой странной просьбой к королю его вынудило соседство с русским народом, который он считает виновником всех бед татар. Жалобы А. Халима на русских невозможно процитировать из опасения подвергнуться уголовному преследованию по ст. 282 УК РФ. Непонятно только, почему А. Халим ему не подвергся.

Судя по словам и действиям радикальных татарских националистов, рационально обосновать свои претензии к русскому народу и необходимость создания независимого татарского государства они не способны. Вытесненные за последние как минимум 15 лет на обочину общественно-политической жизни республики, они стали абсолютно маргинальным явлением. Идеи отделения Татарстана от России не отражают чаяний татарского народа и не поддерживаются ни властями республики, ни ее населением, ни подавляющим большинством татарской национальной интеллигенции. Достаточно подсчитать число участников «национально ориентированных» мероприятий, в том числе массовых, которое никогда не достигает и 300.

Призывы к «независимости Татарстана» можно объяснить как неадекватностью их авторов, так и попыткой внешних сил использовать «татарский сепаратизм» для ослабления и в конечном счете расчленения России. Приверженцы и творцы реальной политики придерживаются иной точки зрения. По словам одного из идеологов национального движения, директора Института истории Академии наук Республики Татарстан Р. Хакимова (до 25 марта 2008 г. он более 15 лет занимал пост советника М. Шаймиева по внутренней политике), Россия – «это наша земля, территория Золотой Орды», «наша собственная территория», от которой татарам «некуда и незачем отделяться». Правда, полагает политик, Москва уделяет недостаточно внимания развитию федеративных отношений, включая межбюджетные, экономические, научные и культурные. Бывший соратник Р. Хакимова (в конце 80-х оба стояли у истоков Всетатарского общественного центра) доктор исторических наук Д. Исхаков, комментируя возможность и уместность достижения Татарстаном независимости, замечает, что ему «больше нравится идея развития в рамках РФ». «Татары нормально вписываются в общее поле развития России, но у нас, конечно, должна быть собственная ниша, – считает он. – Мы – мусульмане, у нас специфический взгляд на ряд предметов. Это не совсем вписывается в однородно-серое поле, продвигающееся в России сейчас, но Россия может существовать только при сильном многоцветьи культур».

Страница 26