Россия и мусульманский мир № 4 / 2013 - стр. 21
13 января 2011 г. глава Духовного управления мусульман (ДУМ) РТ муфтий Гусман-хазрат Исхаков заявил о «добровольной» отставке, главной причиной которой стала его явно замедленная реакция на факт обнаружения в республике вооруженного исламистского подполья. За отставкой главы ДУМ последовала крайне напряженная двухмесячная кампания по выборам нового муфтия. Идейные соратники уничтоженных джихадистов и «сочувствующие» им пытались навязать умме республики устраивавшую их кандидатуру, однако внеочередной съезд мусульман РТ (13.04.2011) подавляющим большинством голосов избрал на эту должность имама казанской мечети Булгар Ильдуса-хазрата Фай-зова. Еще будучи исполняющим обязанности муфтия, он не побоялся начать решительную кадровую чистку, убирая исламистов из медресе и мечетей. Это вызвало нервную реакцию салафитизированной части татарстанского исламского сообщества, обвинившей И. Файзова в «преследовании мусульман». Голословные обвинения не привели, как настойчиво пророчили исламисты, к расколу уммы.
Произошедшие в республике события ясно показали, что традиционный татарский интеллектуальный «мягкий ислам» ханафитского мазхаба (религиозно-правовой школы имама Абу Ханифы) отчасти сдает позиции привносимым извне примитивно-радикальным фундаменталистским версиям. Попытки интеллектуалов (в частности, бывшего советника Президента РТ по внутренней политике Р. Хакимова) представить в качестве альтернативы исламизму собственную версию ислама-light («евроислама») не увенчались успехом, поскольку не были поняты и поддержаны ни исламской интеллигенцией, ни рядовыми мусульманами. И. Файзов неоднократно излагал свое ви́дение целей и задач, стоящих перед ДУМ РТ. На первом месте в этом списке – организация идеологической работы, упорядочение и приведение в соответствие с уставом ДУМ деятельности всех татарстанских мечетей и духовных учебных заведений. Муфтий напомнил о необходимости «выявлять и пресекать любые формы проявления религиозного экстремизма, ксенофобских настроений и исламофобии», создать эффективно работающие мусульманские СМИ, активно заниматься просветительской деятельностью, в том числе в социальных сетях, пропагандировать татарское богословское наследие. Особый акцент он делает на молодежной политике и подготовке проповедников. Имамам и преподавателям мусульманских учебных заведений предстоит переаттестация, которая не проводилась с момента создания единого ДУМ в 1998 г.
Планы нового руководства ДУМ РТ не ограничиваются территорией республики. По мнению заместителя муфтия, известного исламского идеолога В. Якупова, российским мусульманам следует думать о повышении конкурентоспособности на теологическом поле, более эффективно используя для этого и возможности Российского государства. По его мнению, российский ислам «может стать привлекательным идеалом, реализацией рецептов бытования ислама в светских формах». «Неразумно и непатриотично было бы сдать в духовное подчинение иностранным центрам 20 млн. российских мусульман, – считает он. – У российских мусульман должен быть сильный, теологически состоятельный суверенный духовный центр, по возможности влияющий на дела всей уммы». В. Якупов предлагает единоверцам «ставить амбициозные задачи», а не «плестись в хвосте» бедуинского понимания ислама, не соответствующего уровню XXI в. Речь идет, прежде всего, об использовании татарского богословского наследия, адаптированного к современным условиям. Проблема, однако, состоит в том, что значительная его часть не переведена ни на современный татарский, ни на русский языки и не издана массовым тиражом. Приверженность И. Файзова ханафитскому мазхабу, его активность и бескомпромиссность в решении кадровых вопросов, наличие ясной программы преобразований, использование современных методов пропаганды (в частности, интернет-ресурсов), мобильность и оперативность, открытость в общении с рядовыми мусульманами, журналистами и представителями экспертного сообщества давали основания полагать, что умма РТ находится в надежных руках и «диалога с ваххабитами», на котором настаивают радикалы, в республике не будет.