Россия и мусульманский мир № 3 / 2017 - стр. 22
Нам необходимо ясное понимание того, что предупреждение экстремизма и борьба с его проявлениями состоит не в репрессиях против экстремистских сообществ или отдельных людей, подверженных заразе экстремизма, а в последовательном культивировании собственной идеологии и гуманистической морали. Идеология экстремизма может быть окончательно вытеснена из сознания наших соотечественников только по мере гуманизации всего российского социума. Она постепенно будет сходить к минимуму по мере приближения российского общества к гуманистическому идеалу. Идеология экстремизма тем меньше проявляется в обществе, чем больше в нем реализуется социальная справедливость и социальное равенство граждан, чем результативнее в нем обеспечиваются основные права и свободы человека.
1. Белокуров Г.И. Мотивационная направленность личности террориста // Юридическая психология. – 2008. – № 2.
2. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики // http://crimestat.ru/offenses_map
3. Залужный А.Г. Экстремизм. Сущность и способы противодействия // Современное право. – 2002. – № 12.
4. Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира // Полис. – 2002. – № 1.
5. Матчанова З.Ш. Мотивация террористической деятельности: Криминологический анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2009. – № 3.
6. Ольшанский Д.В. Психология террора. – М., 2002.
7. Пайн Е.Л. Социальная природа экстремизма и терроризма // Общественные науки и современность. – 2002. – № 4.
8. Русанова О.А. Экстремизм – социологические интерпретации // ib.socio.msu. ru/l/library?e=d-000-00–0lomon–00-0-0-0prompt
9. Современный политический экстремизм: Понятие, истоки, причины, идеология, проблемы, организация, практика, профилактика и противодействие // Рук. авт. кол. Дибиров А.-Н.З., Сафаралиев Г.К. – Махачкала: Лотос, 2009.
10. Zinchenko Yury P. Extremism from the perspective of a system approach // Psychology in Russia: State of the art. – 2014. – V. 7. – Issue 1. DOI: 10.11621/ pir.2014.0103
«Исламоведение», Махачкала, 2016 г., № 3, с. 26–39.
Место и роль ислама в регионах Российской Федерации, Закавказья и Центральной Азии
К вопросу о культуре толерантного взаимодействия и проблеме противодействия молодежному экстремизму и терроризму в Дагестане1
Н. Гарунова, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России ХХ–ХХI вв. (Дагестанский государственный университет, г. Махачкала)
В Дагестане многовековая полиэтноконфессиональная среда выработала уникальный опыт взаимодействия между религиями и народами, помогла избежать конфликтов и войн в республике. Традиционные религии (иудаизм, христианство, ислам) обладают высоким духовно-нравственным потенциалом, играют важную роль в обеспечении общественно-политической стабильности в Дагестане, в утверждении в дагестанском обществе гуманистических, духовно-нравственных идеалов и ценностей. В то же время надо подчеркнуть, что не очень характерным явлением для современного исламского возрождения Дагестана явилось появление религиозного экстремизма в республике, вызвавшего обострение ситуации в общественной и религиозной среде. Он явился серьезным вызовом современной цивилизации, угрозой стабильности. Экстремизм вызывает противоборство между сторонниками различных исламских течений. Религиозные экстремисты стараются радикализовать ситуацию на Кавказе, в Дагестане. Да, в религиозной среде республик и краев Северного Кавказа как одно из разновидностей экстремизма имеет место негативное явление, связанное с деятельностью чуждого северокавказским народам религиозно-политического течения – ваххабизм. Главный вызов ваххабизма как формы радикального политизированного ислама лежит не только в религиозной, но и в социально-политической плоскости. Ваххабизм представляет собой не столько богословское явление, сколько политическое. Цель радикальных ваххабитских групп – дискредитация традиционного ислама и российской власти, всей системы российского управления национальными регионами, подрыв доверия к центру, укрепление позиций «реформаторов и модернизаторов ислама»; «развод» власти и традиционного духовенства, ослабление их позиций; расширение «зон страха» – территории регулярных терактов