Россия и мусульманский мир № 3 / 2017 - стр. 20
Объективные и субъективные причины экстремизма необходимо отграничивать от непосредственного повода или толчка к экстремистскому действию. Повод выполняет всего лишь роль спускового механизма или детонатора, вызывающего взрыв сложившейся напряженной социальной ситуации. Поводом к экстремистскому действию в конкретной ситуации может стать что угодно: специальная провокация, индивидуальный или групповой инцидент, разрушительное силовое действие правоохранителей, неудачное политическое решение, техногенная катастрофа и пр.
Таков комплекс объективных и субъективных причин, воспроизводящих экстремизм и терроризм в российском обществе. Системное их действие делает достаточно большое количество российских граждан восприимчивыми к «отраве» экстремистской идеологии, а их постоянное воспроизводство дает основания для неутешительного прогноза о том, что проявления экстремизма еще долго будут будоражить российское общество.
Социальное содержание экстремизма в современном российском обществе характеризуется двумя сложно переплетающимися аспектами. Первый состоит в том, что идеология экстремизма является утопической, иллюзорной и деструктивной формой выражения протеста россиян, лишенных за короткий исторический период времени общенародной собственности, брошенных в нищету, обреченных на постепенное физическое вымирание и как следствие всего этого лишенных былого социального оптимизма. Второй аспект заключается в том, что экстремизм в России проявился в качестве средства идеологического, духовно-нравственного, психологического разложения «русской души», того традиционного духовного скрепа, который сплачивал, объединял всех россиян независимо от их национальной или конфессиональной принадлежности, всегда способствовал достойному выходу из сложнейших ситуаций в самые противоречивые периоды исторического бытия российского народа. Оба эти аспекта социального содержания экстремизма позволяют оценить любые формы и разновидности идеологии экстремизма как безусловно отрицательные, неприемлемые, ставящие под угрозу историческую перспективу существования России как самобытной культуры и цивилизации.
Подавление влияния идеологии экстремизма на массовое сознание россиян требует проведения систематической идеологической работы, которая не может и не должна быть сведена исключительно к борьбе с экстремистской идеологией. Как показывает практика, невосприимчивыми к идеологическим установкам экстремизма являются только личности, вобравшие в себя лучшие достижения мировой и отечественной культуры, знающие свою историю, религию, традиции, у которых сформировано прогрессивное научное мировоззрение. Наиболее приемлемыми формами идеологической работы являются научные знания, гуманистическая культура и мораль, а также позитивный потенциал религии и искусства. Однако одно лишь упование на образование, воспитание, пропаганду и просвещение как исключительные средства борьбы с идеологией экстремизма также чревато пагубными последствиями для общества. Поэтому крайне важно не только подавлять силовыми методами проявления экстремизма и вскрывать деструктивную сущность этой идеологии. Важнее создать реальные социальные условия образования и воспитания гуманистически ориентированного россиянина с основательной мировоззренческой, исторической и культурологической подготовкой, способного самостоятельно противостоять идеологической заразе экстремизма и терроризма.