Россия и мусульманский мир № 3 / 2017 - стр. 15
Каковы же основные социальные формы и разновидности экстремизма и каковы действительные индикаторы или критерии их разграничения? Среди отечественных исследователей имеет хождение классификация, разводящая формы экстремизма по сферам социальной деятельности. В соответствии с таким подходом экстремизм считается политическим, если агрессивные действия осуществляются в политической области; национальным, если они совершаются в сфере межнациональных отношений; религиозным, если они проявляются в конфессиональной среде и т.д.
Однако подобные классификации разновидностей экстремизма посредством простого перечисления экстремистских действий или же без анализа конкретного содержания политических, этнонациональных или религиозных идей, лежащих в основе экстремистской направленности социального субъекта, носят чисто формальный характер. Тогда как специфическая суть феномена «экстремизм» не высвечивается без вскрытия особенностей идей и мотивов, которыми руководствуются субъекты экстремистского поведения. По этой причине иные исследователи пытаются классифицировать разновидности экстремизма, разделяя их и по содержанию идей, захватывающих сознание и действующих на психику экстремиста. Но и при таком подходе отсутствует анализ реального содержания тех идей, которые становятся детерминантой направленности деятельности социального субъекта. И здесь имеет место всего лишь элементарное различение идей по основным формам общественного сознания. Заметим, что если политический экстремизм детерминируется конкретной мировоззренческой идеей или политической идеологией, то в маниакальной устремленности субъекта к политической власти нет какой-либо идеи. Поэтому и стремление к политическому доминированию любой ценой, перевод такого мотива в главную цель поведения следует относить не к экстремизму, а к психическому отклонению. Политический экстремизм имеет место там, где есть устремленность к захвату власти как к необходимому условию реализации конкретного политического проекта, в основе которого лежит определенная экстремистская идеология.
Разграничение форм и разновидностей экстремизма должно осуществляться на основе анализа содержания экстремистской идеологии, оно должно основываться на содержательном анализе такой идеологии. А всего лишь формальное распределение проявлений экстремизма по сферам социального бытия или формам общественного сознания только уводит от искомой истины. При этом важно понимание и того, что не всякая идея может превратиться в «сверхценную» для определенного субъекта и лечь в основу его поведения, а только неординарная, обладающая набором качеств, пригодных для ее трансформации в экстремистскую идеологию. Анализ конкретного содержания экстремистской идеологии должен учитывать и то, что метаморфоза специфической идеи в «сверхценную» идею экстремизма совершается не всегда и не везде, а только при определенных исторических, социально-экономических, политико-правовых и иных условиях. Известно ведь, что конкретные политические, религиозные, национальные идеи существовали долгие времена, но не везде и не всегда они трансформировались в экстремистские политические или религиозные идеологии.