Россия и мусульманский мир № 3 / 2014 - стр. 18
Гносеологической предпосылкой идеологической редукции конфликта являются особенности познавательного процесса: имея несколько факторов развития и эволюции конфликта, несколько этапов с различной значимостью этничности, несколько линий конфликтного взаимодействия, исследователь, аналитик (или выполняющие их функции) может вполне корректно определить одну из этих линий (один из этапов, компонентов) в качестве основной, по которой и идентифицировать конфликт. Идеологической такая редукция является потому, что все эти аналитические действия чаще всего предпринимаются для обоснования уже известного ответа: конфликт является неэтническим.
Пример 1. В сентябре 2012 г. в с. Ремонтное Ростовской области разгорелся межэтнический конфликт, который вызревал многие годы. Этот «выброс» нараставшего напряжения в межэтнических отношениях был спровоцирован «случайной» дракой между двумя молодыми людьми – русским и дагестанцем. Произошла резкая эскалация напряженности, которая привела к конфликтной мобилизации по этническому признаку. Несмотря на то что массового столкновения удалось избежать, конфликт быстро обрел публичный характер, информация о нем распространилась через Интернет. Примечательна первая реакция полиции на события. Вечером 13 сентября на сайте ГУ МВД по Ростовской области была размещена информация: «Сегодня в 9.00 в дежурную часть Межмуниципального отдела МВД России “Ремонтненский” поступила оперативная информация о стихийном сходе граждан в селе Ремонтное на площади перед рынком… По предварительным данным, причиной схода граждан стало происшествие в одном из кафе села Ремонтное. Между двумя местными жителями произошла ссора. В результате конфликта за обоих граждан вступились их знакомые. Однако в полицию заявлений о происшествии не поступало…» (Главное управление МВД России по Ростовской области. http://61.mvd.ru/news/item/624350).
В информации, распространенной правоохранительными органами, нет ни одного упоминания об этническом характере происшествия в с. Ремонтное. Такой подход принято называть «милицейским». Отметим, что для правоохранительных органов подобная трактовка вполне оправдана. Эти органы не призваны давать политические оценки событиям, а по формальным признакам такие конфликты действительно зачастую предстают как уголовные деяния или преступления на бытовой почве. Другое дело – реакция со стороны органов государственного управления, которые должны дать политическую оценку таким конфликтам.
Пример 2. В начале декабря 2012 г. в выступлении на заседании Этнического совета при Губернаторе Ставропольского края председатель Комитета по делам национальностей и казачества A.M. Якушев утверждал, что за предшествующие 11 месяцев в крае не было ни одного межнационального конфликта. По его словам, «все зафиксированные в крае конфликты имели в своей основе либо бытовой, либо чисто криминальный характер, или же приходилось иметь дело со спором хозяйствующих субъектов. Стычек, протестных акций с националистическими лозунгами удалось избежать» (А. Якушев: «Этническая напряженность постепенно снижается» // http://kavkaz.mk.ru/interview/2012/12/05/ 783200-aleksandr-yakushev-etnicheskaya-napryazhennost-postepenno-snizhaetsya.html). События, как до этого выступления, так и непосредственно после, свидетельствуют, что это не так.