Россия и мусульманский мир № 2 / 2017 - стр. 17
Мудaраба – договор, согласно которому владелец свободного капитала доверяет его лицу, способному продуктивно использовать его. Мурaбаха (араб. «перепродажа») – договор купли-продажи товаров по заранее оговоренной стоимости, включающей прибыль от реализации товара. Мушарaка (араб. «партнерство») – договор товарищества. Согласно договору мушарaка, полученный доход делится между клиентом и банком в предварительно оговоренных долях. Потери распределяются пропорционально взносам.
Сукук – облигации, которые отвечают нормам шариата. В простейшей форме сукук представляет собой право собственности на актив или на пожизненное пользование активом и доходами от него. Сукук дает право не просто на долю в потоке наличных денежных средств, но и право собственности. Это отличает сукук от традиционных облигаций, поскольку последние являются просто процентными ценными бумагами, тогда как сукук – это, по сути, инвестиционные сертификаты, подтверждающие право на долю в поле активов [3, c. 124].
Вопрос легитимного регулирования исламского банкинга возник относительно недавно. Он является не единственным, но основополагающим. Существует целый ряд преград на пути развития кредитных учреждений, ведущих свою деятельность, основываясь на принципах ислама. В их числе недостаток подготовленных специалистов в этой области, неосведомленность граждан об «исламских банковских» продуктах и наличие правовых преград на пути становления исламского банкинга как полновесного игрока на финансовом рынке. Становление исламского банкинга на территории РФ приобрело особую актуальность в связи с общественно-политической и экономической ситуацией в стране. Все это заставляет Россию искать внутренние резервы и новые источники иностранных инвестиций. Внутренними резервами могут послужить ныне неиспользуемые средства граждан-мусульман РФ, а также иностранных граждан из республик Средней Азии, находящихся на территории РФ. В качестве источников внешних инвестиций весьма привлекательны государства Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, с которыми Российская Федерация поддерживает дружеские взаимоотношения.
С целью интенсификации этих процессов разумным и своевременным представляется развивать альтернативную исламскую модель экономических отношений, предоставив ей поддержку на государственном уровне. Провозглашенная государством идея развития финансовых институтов, функционирующих на принципах ислама, сразу же найдет отклик у мусульман как внутри страны, так и за ее пределами, что, в свою очередь, привлечет существенные ресурсы в российскую экономику, позволив восполнить отток денежных средств, стимулированный санкциями. По мнению Р.И. Беккина, на примере Судана (единственной в мире страны с исламизированной финансовой системой) можно наблюдать, как государство не только занимается регулированием деятельности исламских финансовых институтов, но и может выступать в качестве активного участника финансовых отношений. При этом оно также использует исламские методы финансирования как при привлечении, так и при расходовании бюджетных средств [4, с. 138].