Россия и мусульманский мир № 2 / 2016 - стр. 24
Проанализировав татарский религиозный дискурс, мы можем заключить, что в постсоветский период так и не была выработана концепция татарского традиционного ислама. Вместо этого татарские религиозные деятели активно прибегали к мифологизации, использовали исторические сюжеты, дабы в какой-то степени компенсировать отсутствие внятной концепции татарского религиозного возрождения. Религиозное сознание в значительной степени было подвержено этнизации. Все это объясняется феноменом «бедной религии».
Религиозная идентичность татарского народа к постсоветскому периоду находилась в деформированном виде, поэтому неудивительна тесная связь религиозной и этнической идентичности. Татарские религиозные деятели в постсоветский период не пришли к осознанию того, что религиозное возрождение возможно только при помощи других мусульманских обществ, поскольку татарский традиционный ислам – это живая традиция, которая у татар была уничтожена в советское время.
1. Алексеев И. В поисках «хорошего ислама» // Ab Imperio. – 2004. – № 3. – С. 409–412.
2. Воробьева М.В. Религия и религиозность в современной России // Религиоведение. – 2006. – № 2. – С. 21–31.
3. Гараев Д.М. Ислам силен своими горизонтальными связями. [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. URL: http://www.info-islam.ru/ intervyu/?i D=15674&forprint (Дата обращения 15.07.2011.)
4. Гараева Н. К проблеме распространения ислама на территории России // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. – Казань, 2006. – С. 6–22.
5. Исхаков Д.М. К вопросу о концепции национальной истории татар // Национальная история татар: теоретико-методологическое введение. – Казань, 2009. – С. –18.
6. Исхаков Д.М. Новые концептуальные подходы к национальной истории татар // Звезда Поволжья. – 2008. – № 28. – 17–23 августа.
7. Карибуллин А.А. Ризаетдин Фахретдин и Зайнулла Расулев: К проблеме осмысления «суфизма» – религиозно-философского учения в исламе // Религиоведение. – 2014. –№ 3. – С. 133–139.
8. Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане. Исламский дискурс под русским господством. – Казань, 2008. – 675 с.
9. Миллер А. Российская империя, ориентализм и процессы формирования наций в Поволжье // Ab Imperio. – 2003. – № 3. – С. 393–406.
10. Мотаххари М. Западный национализм и понятие национальности в исламе // Минбар 1 (5). – Казань: Российский исламский университет, Институт истории АН РТ, 2010. – С. 52–73.
11. Саетов И. Исламская традиция и традиционный ислам // Etatar.ru: татарская деловая газета. [Электронный ресурс] Режим доступа: открытый. URL: http://etatar.ru/top/43546 (Дата обращения 15.08.2012.)