Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 2 / 2016 - стр. 15

. Помимо всего прочего, эта оригинальная программа написана хорошим русским литературным языком.

Примеры можно множить, но сказанного вполне достаточно для предварительного вывода. И вывод этот неутешителен. Большинству современных консервативных партстроителей не хватает элементарных знаний, а некоторым псевдоконсерваторам – элементарной честности. Этим последним, рассматривающим парт-строительство как бизнес, можно пожелать одного – применять свои предпринимательские таланты в других областях.

Итак, даже короткое наблюдение за процессом партстроительства в России вынуждает задаться рядом неприятных вопросов. А нужна ли современным консерваторам идеология вообще? Может быть, консерваторам пойти по пути идеологической всеядности, совместить несовместимое и придумать что-то всеобъемлющее (как выражаются некоторые партстроители – «миксовое», «блендовое»), удовлетворяющее вкусам всех и вся, нечто, что может заменить все политические идеологии разом? А, может быть, плюнуть, в конце концов, на идеи, принципы и ограничиться совершенствованием техники манипулирования сознанием потенциального избирателя? Тогда может возникнуть следующий вопрос: а нужна ли такая партия кому-то, кроме ее функционеров? И потом еще вопрос: а нужна ли такая представительная демократия, элементы которой – политические партии – никого и ничего не представляют?

На наш взгляд, ответы на все эти вопросы очевидны. Поэтому позволим себе высказать небольшое пожелание тем консервативным партстроителям, кто занят сегодня идеологическими поисками. Автору, как и многим историкам мысли, абсолютно ясна важность аксиологии консерватизма: изучения иерархии ценностей в идеологии российского консерватизма, исследования их исторического генезиса, раскрытия их сущности, значимости для современности, поиска путей и средств их практического воплощения42. Систематическое исследование под этим углом зрения богатейшего наследия русской социально-политической мысли XI–XXI вв., тщательный анализ текстов русских мыслителей, фиксация основных консервативных идей и концепций, соотнесение их с практикой исторического движения – все это, на наш взгляд, поможет определить иерархию российских консервативных ценностей, объяснить их актуальность и санкционировать применение в современных условиях.

В конечном счете опора на авторитет отечественной консервативной социально-политической мысли позволит справиться с поверхностностью идейно-теоретических построений тех, кто сегодня называет себя «консерваторами». Только обращение к исторической традиции русского консерватизма, к исторически сложившимся в России консервативным ценностям может придать фундаментальный характер программным установкам современных российских консерваторов, преодолеть их теоретическую разнородность и консолидировать в единое идейно политическое движение, ориентирующееся на аутентичную консервативную политическую программу, отличную от либеральных, социалистических и модных сейчас идеологически аморфных, эклектичных программ.

Страница 15