Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 2 / 2014 - стр. 21

Более того, по мнению некоторых экспертов, в России сложилось устойчивое и влиятельное «исламистское лобби» [11]. Пользуясь этим, «салафитское крыло мусульман опробовало в разных регионах новый для них формат легальных митингов, мобилизуя на них своих сторонников и пытаясь озвучить поднятую ими тему “гонений на ислам” в России в федеральном масштабе» [18]. Например, 8 февраля 2013 г. «свыше 2 тыс. салафитов – сторонников радикального ислама, которые и ведут войну против Российского государства, провели митинг в самом центре Махачкалы. Митинг стал отражением новой реальности: сторонники салафитов сегодня составляют, по разным оценкам, от 10 до 17% от общего числа мусульман республики. Напомним, в 2005 г., когда впервые в Дагестане прогремели взрывы, число салафитов, по данным МВД, составляло менее 2 тыс. человек» [19]. Участники указанной акции в столице Дагестана держали в руках черные и белые флаги с исповеданием веры на арабском языке. Похожая символика использовалась на митингах, организованных летом 2012 г. в Казани прихожанами мечети «Аль-Ихлас» и на «мусульманском автопробеге» по столице Татарстана 26 октября 2012 г. Позднее в СМИ появилась информация о том, что представленные на экспертизу флаги автопробега были признаны казанскими специалистами «полностью идентичными символике, используемой членами международной религиозной организации “Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами” во многих странах мира» [20].

Отсюда становится совершенно очевидным, что «…любые попытки свалить вину на силовиков, якобы заинтересованных в начале репрессий, о которых разглагольствуют “исламские аналитики”.., а также любые способы найти смягчающие обстоятельства для “исламских диссидентов”, как стали террористов называть их единомышленники на ваххабитских интернет-ресурсах, являются ничем иным как оправданием ваххабизма» [11].

Следующим этапом «растекания ваххабизма», по нашему мнению, следует считать укрепление позиций его адептов в «мусульманских анклавах», появившихся и укрепившихся в последние годы в некоторых российских мегаполисах. Впрочем, такие «анклавы» уже давно сложились в некоторых европейских государствах, например во Франции, а потому их опыт может оказаться полезным и для России [21].

Европейские реалии свидетельствуют о том, что этнически и религиозно однородные общины мигрантов активно и достаточно успешно формируют «анклавную» среду обитания, которая тяготеет к тому, чтобы локализоваться в соответствующих территориальных границах, а центром их сосредоточения, как правило, выступают мечети или молельные помещения. Одновременно одним из последствий появления подобных «анклавов» становится криминализация и религиозно-политическая радикализация некоторой части мигрантов, что неизбежно приводит к появлению латентных очагов социально-политической конфликтности в достаточно продолжительной перспективе, к их неизбежной конфронтации с местным населением.

Страница 21