Россия и мусульманский мир № 12 / 2014 - стр. 23
Попытки же представителей некоторых традиционных религий «выторговать» у государства для себя специальные условия и стремление к статусу «государственной религии» расцениваются респондентами, способствующие как росту недоверия между представителями разных конфессий, так и внутриконфессиональной напряженности: «В России с каждым годом всё более активно действуют и православные лагеря, где молодежь обучают обращению с оружием, существуют и православные дружины, казачьи… Получается, что толерантность, о которой так любит говорить каждый кому не лень, это тоже фикция. От нас требуют толерантности по отношению к другим конфессиям, к атеистам и безбожникам, но кто-либо требует толерантности в отношении самих мусульман?» «Парадокс в том, что те, кто себя называет мусульманами, суфиями и пр., не живут в соответствии с этим названием, они готовы уничтожить тех, кто не признает их взглядов, готовы завалить доносами силовые структуры. И они с успехом делают это, выступая в авангарде этой травли мусульман».
Говоря о теологических расхождениях догматического, мировоззренческого и идеологического характера, следует отметить следующее.
Большинство опрошенных – как простых мусульман, так и экспертов – считают, что XT следует расценивать не как чисто религиозное, а как религиозно-политическое движение: «Они считают основной задачей в этом мире 100%-ное исполнение приказов Всевышнего, но не видят возможности 100%-ного исполнения своих религиозных предписаний в условиях современного общества, вне исламского государства (халифата). Только в халифате, по их мнению, будет возможно реализовывать законы Бога». Один из известных татарских активистов, которого причисляют к сторонникам XT, выдвинул в связи с этим лозунг: «Халифат – корона фардов».
По словам одного из интервьюеров, «им свойственна иллюзия, что в исламском государстве все станут счастливы. В этом усматривается духовная опасность – что через внешнее преобразование можно прийти к духовному спасению. Многие забывают заботиться о своем душевном спасении здесь и сейчас. То есть вопрос личного преображения отодвигается на неопределенный срок. А у нас (традиционалистов. – Прим. Р.С.) – всё нужно начинать с себя, и это преобразит общество».
Оппоненты приверженцев XT отмечают оторванность исповедуемых последними догматов от жизни, «они зациклены на каком-то определенном историческом отрезке прошлого и выводят свои положения из ограниченных временем и территорией, пространством реалий… они теряют чувство реальности, в то время как существует четкая грань между доктриной и политической реальностью».