Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 12 / 2013 - стр. 26

В Оренбургской области также была неоднократно отмечена деятельность сторонников радикального ислама. Их центром стало медресе «Аль-Фуркан» г. Бугуруслан, выпускники и студенты которого оказались замешаны в целом ряде террористических актов, включая захват школы в Беслане. В сентябре 2004 г. на территории медресе были обнаружены взрывчатые вещества, после чего его работа приостановилась. 25 июля 2005 г. по факту использования преподавателями медресе в процессе обучения литературы экстремистского толка было возбуждено уголовное дело. Началось следствие по отношению к «Аль-Фуркан», шесть выпускников которого принимали участие в подготовке терактов в России и за рубежом. В 2006 г. начался судебный процесс по факту распространения в медресе «Аль-Фуркан» экстремистской литературы и деятельности местной ячейки организации «Хизб ут-Тахрир». В итоге десять предполагаемых участников «Хизб ут-Тахрир», проходивших по делу о распространении листовок, были депортированы на родину – в Узбекистан, в отношении шестерых преподавателей медресе, которые обвинялись в использовании на занятиях экстремистской литературы, уголовное преследование было прекращено по истечении срока давности, а двое – помощник ректора медресе Р. Гизитдинов и местный житель Б. Саломов – были осуждены за создание экстремистской организации. Медресе «Аль-Фуркан» было закрыто в марте 2006 г.

Правоохранительные органы Самарской области периодически выявляли на ее территории миссионеров «чистого» ислама. Так, 24 ноября 2004 г. около самарской Соборной мечети за распространение экстремистской литературы были задержаны двое активистов радикальной исламистской организации «Хизб ут-Тахрир», а впоследствии аресту подверглись и двое их сообщников. 11 ноября 2005 г. в Самаре были осуждены четверо самарских «хизбутовцев» на различные сроки лишения свободы по статьям «Терроризм», «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды» и «Хранение боеприпасов». Всего в их группу входили 15 человек. Они вели отчет о проделанной работе и поддерживали связь с членами организации в других странах, в том числе и через Интернет. Мусульманские лидеры Самары резко осудили опасные действия группы молодых людей, объединившихся, по сути, в сектантскую, почти тайную организацию. Имамам было предписано активно проводить соответствующую разъяснительную работу.

История распространения радикального ислама в Астраханской области насчитывает уже два десятилетия. В первой половине 1990-х годов выходцы из Цумадинского района Республики Дагестан образовали в Астрахани салафитскую («ваххабитскую» – при всей условности этого термина) общину – «джамаат». Джамаат астраханских салафитов (самоназвание – «мумины», «мухмины» – от араб. «иман» – вера, «муамин» – верующий, мусульманин) имел достаточно замкнутый характер. В общину первоначально входило около 300 человек (в основном, выходцев с Северного Кавказа, среди которых преобладали аварцы), однако в конце 1990-х годов в ней произошел раскол, и значительная часть членов общины выехала в Дагестан и Чечню для участия в джихаде против России. В итоге джамаат стал насчитывать около 60–70 более-менее умеренных салафитов (т.е. настроенных нейтрально по отношению к событиям в Чечне и не поддерживающих ни «федералов», ни чеченских боевиков). «Мумины» придерживались строгого единобожия (араб. «ат-таухид»), проповедовали так называемый «чистый» ислам, выступали против культа святых, шиизма и суфизма. Лидером астраханских «муминов» был ученик признанного лидера ваххабитов Северного Кавказа Багаутдина Магомедова аварец Ан-гута Омаров (известный также как Аййуб / Аюб Астраханский, 1963 г.р.) из дагестанского селения Кванада Цумадинского района Дагестана. В Астрахани, по месту его жительства, находился молельный дом, где распространялась специальная литература, проводились встречи с приезжими, давались разъяснения по богословским вопросам. Члены общины «муминов», в основном, занимались торговой деятельностью. Духовный лидер Аюб был в целом негативно настроен по отношению к контактам с органами власти, и вследствие этого община вела достаточно замкнутый образ жизни, всячески дистанцируясь от представителей властных структур, общественности и средств массовой информации. Мумины вели активную миссионерскую работу, что обеспечило значительный приток новых членов в общину, причем не только «кавказцев», но и казахов, татар и даже русских. На рубеже 1990– 2000-х годов были отмечены периодические стычки между «муминами» и дагестанцами – приверженцами суфизма (так называемыми «тарикатистами»). В основе столкновений, между тем, лежала скорее экономическая конкуренция (из-за мест на рынке), религиозный фактор был, видимо, вторичен, однако также сыграл свою роль. В начале 2000-х годов Аюб отбыл из Астрахани в неизвестном направлении. Община постепенно распалась (Б. Ахмедханов. «Общая газета», М., 2000, № 42; Бобровников О.В. «Ваххабиты Северного Кавказа», М., 2006).

Страница 26