Россия и мусульманский мир № 11 / 2017 - стр. 9
7. Национальная политика в России: Возможность имплементации зарубежного опыта / Отв. ред. Ю.Г. Волков. – М.: Социально-гуманитарные знания, 2016. – 422 с.
8. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Изменяющаяся социальная реальность в кризисном российском обществе // Экономические и социальные перемены: Факты, тенденции, прогноз. – 2017. – № 1. – C. 41–57.
9. Ценностная политика и институциональные практики в сфере межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой / Отв. ред. Ю.Г. Волков. – Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 2015. – 320 с.
10. Российское общество и вызовы времени. Книга четвертая / М.К. Горшков [и др.]; под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухова. – М.: Весь мир, 2016. – 400 с.
«Гуманитарий Юга России», Ростов-на-Дону, 2017 г., т. 6, № 3, с. 203–214.
Место и роль ислама в регионах Российской Федерации, Закавказья и Центральной Азии
Этническая идентичность русских и чеченцев в контексте исторической памяти
(Сравнительный анализ)
З. Сикевич, доктор социологических наук, профессор кафедры культурной антропологии и этнической социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета
Аннотация. В статье обосновывается тезис, что историческая память – один из доминирующих признаков национальной консолидации. Ядром этнической самоидентификации чеченцев является религия (ислам), в то время как идентичность петербуржцев опирается примерно в равной степени на этническую и территориальную принадлежность. Понятие «родная земля» примерно в равной мере консолидирует и чеченцев, и петербуржцев. Этот факт свидетельствует о влиянии географического детерминизма на групповое сознание. Для участников опроса в обоих городах ядром исторического процесса являются победоносные войны. История воспринимается ими, прежде всего, как политический процесс. У большинства жителей Грозного чеченский конфликт 1990-х годов вызывает негативные эмоции. Возрождение Чечни после завершения конфликта, ее возвращение в общероссийский контекст политической жизни оценивается положительно всеми без исключения респондентами.
Ключевые слова: этническая идентичность, этническая консолидация, историческая память, историческое представление, историческое событие, чувство гордости, чувство стыда, национальная специфика содержания исторической памяти, респондент, метод контент-анализа.
В современном обществе историческая память в большей мере, чем культурная традиция, представляет собой своего рода стержень этнической идентичности, а ее эмоциональное воздействие на позитивный или негативный заряд этой идентичности во многом зависит от тех исторических образов, которые закрепляются в групповом сознании каждого последующего поколения [Гриффин 2010; Блумер 1994; Хальбвакс 2005]. Сегодня, на наш взгляд, именно история выполняет своего рода защитную функцию, не только сохраняющую позитивную этническую идентичность на групповом уровне, но и способствующую формированию гражданского самосознания.