Россия и мусульманский мир № 11 / 2016
1
В частности, одним из потенциальных партнеров исламских банков в России называется банк «УРАЛСИБ».
2
В данном случае мы сознательно опускаем такое явление, как хавала, поскольку данная финансово-расчетная система носит неформальный и неинституциализированный характер.
3
Цит. по: Левин З.И. Реформа в исламе: Быть или не быть? Опыт системного и социокультурного исследования. – М., 2005. – С. 170.
4
Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. – М.: Издательский дом Марджани, 2010. – С. 16.
5
На самом деле шариат – это куда более широкое и емкое понятие, чем право. – Прим. ред.
6
Мудараба – сделка, по которой на основании договора одна сторона – инвестор – предоставляет капитал (денежные средства), а другая – предприниматель – принимает капитал и использует его с применением собственных трудовых ресурсов, в целях получения прибыли и ее распределения между сторонами в соответствии с договором.
7
Мушарака – финансирование через беспроцентные ценные бумаги. В случае мушарака два финансовых партнера акционируют свой капитал в совместное предприятие для получения определенной прибыли. Вся прибыль и убытки делятся между обоими партнерами в соответствии с заранее оговоренной пропорцией, которая может отражать, но не обязательно отражает, долю их участия в капиталовложении.
8
Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) – фетвы / Пер. М.Ф. Муртазина. – М., 2003. – С. 149.
9
См.: Беккин Р.И. Шариат для тебя. Диалоги о мусульманском праве. – М.: Смена, 2010. – С. 88.
10
Несмотря на замену Л. Якупова в октябре 2014 г. на Т. Миннулину, он некоторое время еще курировал вопрос исламских финансов в качестве внештатного советника премьер-министра РТ И. Халикова. Из биографической справки: Линар Якупов, 42 года. Высшее образование получил на факультете экономики и управления Международного исламского университета Малайзии. Работал на должности вице-президента в инвестиционной компании при Международном исламском университете Малайзии, а также заместителя управляющего бизнес-инкубатором в этой стране. В России с 2002 г. занимал посты коммерческого, затем финансового и генерального директора в компании «Татинтелком». В 2006 г. основал и возглавил инвестиционную финансовую компанию «Линова» (ИФК «Линова»). С 2008 г. – директор Российского центра исламской экономики и финансов (РЦИЭФ) при Российском исламском университете (РИУ), с декабря 2009 г. – президент Некоммерческого фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund). Входил в состав Совета при президенте Татарстана по взаимодействию с международными финансовыми организациями.
11
Архив автора.
12
Официальный сайт Kazan Summit. URL: http://kazansummit.ru/ (Дата обращения: 06.01.2016.)
13
Официальный сайт IBFD FUND. URL: http://ibfd-fund.com/ (Дата обращения: 06.01.2016.)
14
2 мая 2015 г. в пользу развития исламского банкинга высказался председатель Сбербанка России Г. Греф. В июле 2015 г. между Сбербанком и Татарстаном было заключено соглашение о сотрудничестве в области исламского финансирования, в рамках которого предполагается разработка соответствующих механизмов в РФ.
15
В России может быть разрешен исламский банкинг. URL: // Regnum. 5 марта 2016. URL: www.regnum.ru/news/economy/1902029.html (Дата обращения: 05.03.2016.)
16
Официальный сайт депутата Государственной думы РФ от ЛДПР Савельева Дмитрия. URL: http://savelyevdmitriy.ru/ (Дата обращения: 07.01.2016.)
17
Закон об исламском банкинге отправлен на доработку // Интернет-портал «BANKNN». URL: http://www.banknn.ru/?id=766462 (Дата обращения: 10.01.2016.)
18
Полное название: «Технико-экономическое обоснование по созданию в Татарстане как пилотном регионе РФ исламского банка или исламских банковских подразделений на базе действующих кредитных организаций».
19
Площадкой для нововведения был избран Татфондбанк.
20
Хотя с формальной точки зрения Татарстан таковой, конечно, не является. В Конституции РТ в п. 1 ст. 11 сказано: «Республика Татарстан – светское государство» (Конституция РТ) // Официальный сайт Государственного Совета РТ. URL: http://www.gossov.tatarstan.ru/konstitucia/ (Дата обращения: 08.01.2016.)
21
Тем не менее Л. Якупов, выступая в 2014 г. в рамках зимней Школы исламского права и экономики (ШИПЭ) отметил, что количество практикующих мусульман в Татарстане едва ли превышает 90 тыс. человек (из почти 4 млн жителей республики).
22
Штаб-квартира находится в Джидде (Саудовская Аравия).
23
Об этом в ходе работы ШИПЭ-2014 заявил представитель ИБР Мухаммад Умаир Хусейн.
24
К исламским банкам слишком много вопросов // Федеральная радиостанция «Вести ФМ». URL: http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/32508 (Дата обращения: 16.01.2016.)
25
См.: Беккин Р.И. Шариат для тебя. С. 25. Первая попытка лоббирования внесения поправок в ГК РФ предпринята 27 января 2016 г. Д. Савельев внес в Государственную думу проект поправок в Гражданский кодекс, в случае принятия которых банки смогут создавать счета и вкладывать размещенные на них средства только при условиях, определенных шариатом (банки смогут открывать «исламские окна»). Интернет-портал «ИЗВЕСТИЯ». URL: http://izvestia.ru/ news/602618 (Дата обращения: 27.01.2015.)
26
См.: Беккин Р.И. Особенности шариатского надзора в исламских финансовых институтах: Современный опыт мусульманских и немусульманских стран // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Вып. 3. – СПб., 2014. – С. 163.
27
В исламе – богословско-правовая школа.
28
Иванеев С. Химера новоявленных «спасителей» России // Атеистический сайт. URL: http://www.ateism.ru/article.htm?no=1965%20http://regions.ru/news/ 2325230 (Дата обращения: 14.01.2016.)
29
Александр Игнатенко: «Ислам бывает разный» // Информационное агентство «REGONS.RU». URL: http://regions.ru/news/2325230/ (Дата обращения: 12.05.2015.)
30
По данным С. Хистанова, советника по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие» (Москва), оглашенным им в эфире радиостанции «Вести ФМ» в марте 2015 г.
31
Такафул – исламское страхование // Аналитический интернет-портал Islamic Finance Business. URL: http://islamic-finance.ru/load/2-1-0-13 (Дата обращения: 15.01.2016.)
32
См.: Сюкияйнен Л.Р. Исламская правовая мысль против экстремизма и терроризма // Право. Журнал Высшей школы экономики. – М., 2011. – № 1. – С. 43.
33
Амиров К.-И.Г. Финансирование экстремизма и терроризма: Опыт международного и отечественного противодействия // Журнал «Исламоведение». – Махачкала, 2011. – № 3. – С. 65.
34
Хаваля (араб. – денежный перевод) особенно привлекательна для отправителей и получателей денежных переводов в ситуации, когда представители этнической диаспоры, работающие в странах Запада, регулярно посылают денежные переводы на содержание своих родственников в отсталых странах. Такие неформальные переводы, как правило, быстрее, эффективнее и дешевле официальных банковских переводов, особенно если страна отправления имеет конвертируемую валюту, а страна-получатель – неконвертируемую валюту и «теневой» обменный курс.
35
Степанова Е. Противодействие финансированию терроризма // Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики. URL: http://www.intertrends.ru/seven/006.htm (Дата обращения: 17.01.2016.)
36
Финансирование террористической деятельности и наркоторговли // Интернет-портал «MAXPARK». URL: http://maxpark.com/community/832/content/ 2080612 (Дата обращения: 18.01.2016.)
37
ФСБ подозревает 1600 российских граждан и организаций в помощи «Исламскому государству» // Интернет-портал «NEWSru.com». URL: http://www. newsru.com/russia/15dec2015/fsbreport.html (Дата обращения: 18.01.2016.)
38
Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50715 (Дата обращения: 18.01.2016.)
39
Росфинмониторинг представил банкам матрицу для выявления каналов финансирования терроризма // Интернет-портал «banki.ru». URL: http://www. banki.ru/news/lenta/?id=8601453 (Дата обращения: 21.01.2016.)
40
Долгиева М.Б. Современное расселение ингушей // Вопросы истории. – Магас, 2013. – Вып. 10. – С. 86–87.
41
Ашари, аль-Ашари, Абуль-Хасан Али (873–941), арабский богослов, основоположник калама – суннитского схоластического богословия в исламе.
42
Мухаммед ибн-Идрис Аш-Шафии (767–820), богослов, основоположник шафиитского мазхаба; сформулировал понятие источников права, разграничил их между собой и установил их иерархию.
43
Ислам. Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1991. – С. 214.
44
Павлова О.С. Чеченский этнос сегодня: черты социально-психологического портрета. – М.: ИГ «Сам Полиграфист», 2013. – С. 259.
45
Тарикат – метод духовного возвышения и мистического познания Истины. Слово «тарика» в значении «путь» употребляется в Коране.
46
Вирд – религиозная община (братство, орден).
47
Зикр – исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Аллаха.
48
Ислам: Энциклопедический словарь… – С. 188.
49
Ислам: Энциклопедический словарь… – С. 126.
50
Ковалевский П.И. Народы Кавказа. – СПб., 1914. – Т. 1. – С. 150.
51
Мальсагов М.С., Пошев А.-Х. Древо жизни. – Нальчик: ИЦ «Эльфа», 1999. – С. 40.
52
Ляушева С., Яхиев С.-У. Шейх Кунта-хаджи и его школа // НГ-Религии. 29.05.97. – С. 4.
53
Вертепов Г.А. Сектантство в Чечне // Записки Терского общества любителей казачьей старины. – Владикавказ, 1914. – № 2. – С. 78–79.
54
Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. – М.: Русская жизнь, 1997. – С. 305.
55
Мустафинов М.М. Зикризм и его социальная сущность. – Грозный, 1975. – С. 13.
56
Ипполитов А.П. Учение «Зикр» и его последователи в Чечне и Аргунском округе // Сборник сведений о кавказских горцах. – Тифлис, 1869. – Вып. II. – С. 28.
57
Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. – М.: Восточная литература, 1998. – Вып. 1. – С. 61.
58
Албогачиева М.С.-Г. Материалы полевой экспедиции. Республика Ингушетия, 2004–2005 гг. // АМАЭ Ф. К-I. Оп. 2. Д. 1769. Л. 3.
59
Ляушева С., Яхиев С.-У. Указ. соч. – С. 4.
60
Албогачиева М. С.-Г. Материалы полевой экспедиции… – Л. 20–21.
61
Там же. – Л. 3–4.