Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 11 / 2011 - стр. 11

В результате абсолютизации тотальности истины своего символического мира возникает иллюзия соучастия в утверждении и оправдании расовой, сексуальной и антропологической иерархии.

Но такое оправдание может присвоить себе любая исторически сложившаяся и существующая столетия цивилизация и любой ее правоверный представитель. Это – дело веры, а не фундаментального научного знания.

Здесь исчезает гегелевская диалектика, предполагающая «снятие» крайних противоположностей и рождение «третьего», обеспечивающего дальнейшее восхождение исторического процесса. Оказывается возможным лишь постоянное возвращение к себе, к своим символическим формам. Новое возникает лишь как тотальная деструкция своей противоположности. Вот почему биодуховный расизм неолиберализма с его априорной претензией на неограниченное управление миром может обретать зеркальное отражение со своими прямо противоположными претензиями. Известно, например, что в Соединенных Штатах существует исламская группа, ставящая в качестве конечной цели восстановление доминирующей роли исламской империи в современном мире. Это – группа салафитов, исповедующих враждебное отношение к немусульманам. Такое враждебное отношение распространяется и на тех мусульман, которые занимают умеренные позиции9.

Салафиты объединены представлением, согласно которому они веруют в истину пути, и ее глобальную победу. В своем учении они находят ответ на мировые проблемы, своего рода карту, на которой нарисована дорога к утопии, двигаясь по которой они испытывают братские чувства. Они уверены, что доктрина неолиберализма не только не рождает таких чувств, но и является отклонением от истины и поэтому недостойна серьезного внимания. Духовные лидеры салафитов готовились в университетах Саудовской Аравии; их обучение и проживание полностью оплачивалось. Сроки обучения подчас достигали семи лет10.

Восприятие доктрины как безусловной истины и взаимопомощь формируют чувство, свободное от мелкой зависти и корысти. Общины в таких штатах как Нью-Джерси и Вирджиния превратились в «Мекку и Медину» салафизма в Америке. Но самое интересное состоит в том, что большинство сторонников салафизма составляли афро-американцы. Расовый аспект здесь имеет религиозную доминанту, сохраняя при этом и биологическую составляющую. Эта «смесь» начинает питать потенциальное расовое противостояние в современном мире. Философы исламского братства, такие как Сайд Кутэб, считают, что ислам дает равенство всем мусульманам из всех частей мира и отвергает расовые, национальные и региональные ограниченности

Страница 11