Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 10 / 2016 - стр. 26

Как отмечалось выше, в сфере профессионального мусульманского образования полностью отсутствуют механизмы массовой оценки качества образования. Ввиду указанных особенностей и актуального состояния мусульманского образования в России внедрение процедур общественной и профессионально-общественной аккредитаций должно пойти по собственному пути. Рассмотрим несколько возможных вариантов.

Вариант 1. Одноэтапная «массовая» аккредитация. Внедрение централизованными религиозными организациями мусульман России процедур оценивания как обязательных для всех без исключения мусульманских образовательных организаций. Оценивается выполнение требований образовательных стандартов религиозного мусульманского образования аналогично государственной аккредитации светских образовательных программ. В этом случае общий уровень требований с учетом низкой готовности медресе к прохождению подобных процедур должен быть средним или ниже среднего, ориентированным на «массовый» уровень осуществления образовательных практик. Аккредитация будет выявлять наиболее «слабые» учебные заведения, которые должны либо повысить качество подготовки, либо будут закрыты; а также те, чьи идеологические «вкусы» в сфере исламской догматики не соответствуют требованиям централизованной религиозной организации. Результатом аккредитации будет публичное подтверждение выполнения требований образовательных стандартов.

Вариант 2. «Элитарная» аккредитация. Оцениваются образовательные программы ведущих мусульманских образовательных организаций России. Аккредитация будет добровольной, направленной на формирование «пула» ведущих образовательных организаций, способных конкурировать с зарубежными образовательными центрами. Результат аккредитации: подтверждение высокого качества подготовки. Требования высокие или выше среднего, ориентированы на выявление лучших образовательных практик.

Вариант 3. Двухэтапная «массовая» аккредитация. Возможно, наиболее приемлемый вариант внедрения. На первом этапе выделяются ведущие образовательные организации, и на них «обкатывается» процедура аккредитации религиозных образовательных программ. На этом начальном, подготовительном, этапе система аккредитации на добровольной основе будет оценивать лидеров – заведомо признанные, «элитарные» образовательные программы – и позволит соотнести их между собой. По итогам первого этапа разрабатывается единая методика аккредитации, вносятся (при необходимости) изменения в образовательные стандарты и иные регламентирующие документы. На втором этапе адаптированная методика аккредитации становится основным, массовым и обязательным способом оценки деятельности всех религиозных образовательных организаций. Более «слабые» учебные заведения будут «подтягиваться» к среднему и выше среднего уровню, требования аккредитации снижаться не будут.

Страница 26