Россия и мусульманский мир № 1 / 2014 - стр. 15
Однако радикализация современного ислама началась значительно раньше, а именно в период окончания Первой мировой войны, когда в мусульманском мире завершилось создание колониальной и полуколониальной систем. Исламский терроризм, основывающийся на радикальной идеологической доктрине, связываемой с исламской религией, стал ответом на насильственный передел территории проживания мусульман между странами Антанты. Но его утверждению и повсеместному распространению способствовал целый ряд причин.
1. Организационное оформление радикальной идеологии. Именно в это время отмечается активизация деятельности религиозно-политических организаций, которые заявили о себе как оппозиционные колониальным властям, проповедовали радикальные идеологию и практику, систематически прибегали к насилию и террористическим методам как средству достижения своих политических целей. Так, организация «Братья-мусульмане» отличалась фанатической приверженностью идее воссоздания халифата как теократической социально-политической системы, основанной на положениях Корана и нормах шариата.
2. Произвольное утверждение границ между отдельными арабскими государствами вследствие колонизации исламского мира. Эта причина и сегодня остается существенным фактором фанатичного неприятия населением одних арабских государств интересов и политики других, провоцирующим пограничные трения, этнические конфликты, сепаратистские движения.
3. Организованное младотурками в 1915 г. массовое истребление армянского населения в Османской империи. Геноцид за короткое время унес жизни около 1,5 млн. армян, еще свыше 600 тыс. армян были угнаны в пустыни Месопотамии. Это привело к возникновению радикальных националистических организаций, вызвало фанатичную ненависть армянского населения к мусульманам, породило радикальную идеологию и политическую практику мести. Так, армянской националистической партией «Дашнакцутюн» была проведена операция «Немезис», направленная на устранение вождей младотурок, объявленных виновными в осуществлении геноцида армян. В результате была ликвидирована часть руководителей Азербайджанского мусаватистского правительства (Петросян Д. «От боевых организаций к общественно-политическим», Кишинев, 2002).
После Первой мировой войны курдская проблема превратилась в значимый фактор радикализации ислама. Курдам была обещана государственная независимость, однако и по сей день они остаются разобщенным народом, хотя их численность превышает 20 млн. человек. Отсутствие реальных перспектив решения курдского вопроса, создания независимого Курдистана радикализирует сознание курдского населения, провоцирует возникновение экстремистских организаций, использующих террористические методы практической реализации своих целей.