Россия и мусульманский мир № 1 / 2013 - стр. 30
В результате анализа различных публикаций в СМИ и сети Интернет, работ независимых авторов и неформальных контактов можно сделать вывод, что достаточно большой процент населения усматривает в радикалах некий движитель борьбы против чиновничьего произвола, коррупции и даже считает их заступниками за якобы неправомерно преследуемых органами правопорядка. Ведь, в принципе, используемая радикалами идеология салафитов, с ее акцентом на социально-политическую активность индивида, служит эффективным средством для мобилизации на борьбу против несправедливости и беззакония. Данное положение дел есть наглядный результат в первую очередь активной идеологической пропаганды определенных социальных и религиозных ценностей среди населения с целью обретения сторонников и сочувствующих лиц. Определяющим фактором тут несомненно явилось то, что обстановка в республике расшатывалась и приобретала все большую политическую и общественную нестабильность в течение длительного периода времени.
С середины 1990-х годов в регионе непрерывно действует радикальное подполье, которое внедряет в различные социальные слои определенные идеологические ценности. В результате недооценки опасности, отсутствия четкой политики противодействия и, как следствие, недоработок различных компетентных структур сложилась существующая на сегодняшний день реальность. Соответственно, процесс стабилизации обстановки займет достаточно длительный период времени, поскольку в сознании населения, в частности поколения 1990-х годов, достаточно прочно закрепились мнимые понятия о дозволенности нарушения светского закона в угоду религии. Процесс урегулирования обстановки в республике и разрешения проблемы религиозного экстремизма не может осуществляться без должного информационного сопровождения в интересах проводимых силовых мероприятий. В процессе разработки системы противодействия радикальной идеологии необходимо учитывать особенности местного менталитета. Необходима апелляция к обычаям и традициям, сложившимся в течение многих лет существования дагестанского общества, подключение к указанной деятельности традиционных религиозных организаций (Советы муфтиев, Духовные управления мусульман и т.д.), которые, оперируя базовыми религиозными и этическими ценностями, сформулируют грамотное теологическое обоснование недопущения противоправных антиобщественных действий общественно опасного характера с позиций и под прикрытием религии.
На Съезде народов Дагестана, прошедшем в Махачкале 15 декабря 2010 г., Аббас Кебедов2 в своей речи выразил готовность к мобилизации всех сил на решение стоящих перед республикой проблем и консолидации власти и народа: «Ислам, так или иначе, влияет на все процессы, протекающие в республике и регионе в целом. И он постепенно становится в Дагестане основным фактором развития гражданских и общественных отношений.