Россия. Автобиография - стр. 31
Потом взглянул на убийц и промолвил жалобным и прерывающимся голосом: «Раз уж начали, приступивши, свершите то, на что посланы!»
Тогда окаянный Горясер приказал зарезать его без промедления. Повар же Глебов, по имени Торчин, взял нож и, схватив блаженного, заклал его, как агнца непорочного и невинного, месяца сентября в 5-й день, в понедельник.
Князья Борис и Глеб – первые официально признанные Византией русские святые, канонизированные в 1072 году. До них все святые «русского христианства» были «пришлыми» – греческими, палестинскими, римскими.
Похвала князю Ярославу и книгам, 1037 год
Повесть временных лет
После убийства Бориса и Глеба у Святополка остался единственный серьезный соперник – Ярослав. В 1016 году Ярослав разбил Святополка и занял Киев, а его брат бежал в Польшу, откуда выступил с большим войском, набранным на деньги польского короля Болеслава. Ярослав укрылся в Новгороде, а Святополк занял Киев и был вынужден подавлять восстание киевлян. Когда Ярослав вновь подступил к Киеву, оставшийся без войска Святополк – поляки к тому времени ушли – бежал к печенегам. В 1018 году Ярослав разгромил печенегов и окончательно занял Киев, а Святополк бежал в Польшу и далее в Чехию, где и умер.
Ярославу досталась раздробленная Русь: ему подчинялись Новгород и Киев, а вот Полоцк, Тьмутаракань и западноволынские земли киевского князя не признавали. Впрочем, несколько лет спустя Ярослав после ряда столкновений заключил союз со своим братом Мстиславом Удалым, правителем Тьмутаракани, и вместе они изгнали поляков из Западной Волыни. В 1036 году Мстислав скончался, не оставив наследника, и Ярослав объединил Русь под своим владением.
В том же году Ярослав наголову разгромил под Киевом печенегов – это было последнее нашествие печенегов на Русь, Ярослав же стал «самовластцем Русской земли». В ознаменование победы князь заложил в Киеве Софийский собор; он также построил в городе новые стены и множество церквей. В Софийском соборе хранилась княжеская библиотека: Ярослав был одним из образованнейших людей своего времени и покупал книги для библиотеки в Константинополе, а затем отдавал их переводить «с греческаго на славянский и на письмо». За глубокие познания, градостроительную деятельность и составление первого письменного свода законов князя прозвали Мудрым.
В год 1037. Заложил Ярослав великий город <городские стены> Киев, у того же города Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, Премудрости Божьей, митрополию, и затем церковь каменную на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещения. Этот премудрый князь Ярослав для того создал <церковь> Благовещения на вратах, чтобы даровать навсегда радость городу тому благовещением Господним и молитвою святой Богородицы и архангела Гавриила. Потом <заложил> монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же любил черноризцев, и к книгам имел пристрастие, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и перелагали они с греческого на славянский язык и на письмо. Переписали они и собрали множество книг, которые наставляют верующих людей, и наслаждаются они учением Божественного слова. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, – так и этот. Отец ведь его, Владимир, землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же Ярослав, сын Владимиров, посеял книжные слова в сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.