Размер шрифта
-
+

Россия 1801–1917. Власть и общество - стр. 86

Литературные «староверы» во главе с А.С. Шишковым и под покровительством Г.Р. Державина выступили против новаторства Н.М. Карамзина. В 1803 г. Шишков выпустил «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка», в котором отстаивал чистоту языка и протестовал против засорения его иностранными словами. По мнению Шишкова, иностранные слова можно и должно заменить русскими: актер – лицедей, аллея – просад, героизм – добледушие, аудитория – слушалище.

Для защиты старого русского языка Шишков с друзьями основал в Петербурге в 1811 г. «Беседу любителей русского слова». Литературные новаторы в 1815 г. основали в противовес «Беседе» общество под названием «Арзамас» (1815-18), в которое входили В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, кн. П.А. Вяземский и только что окончивший лицей А.С. Пушкин.

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852), поэт-романтик, начавший свою литературную деятельность переводом элегии Грея «Сельское кладбище» (1801), скоро стал знаменит своими балладами, оригинальными и переводными, и стал корифеем отечественной словесности. В конце своей жизни он перевел на русский язык «Одиссею» Гомера. Перевод блестяще передает поэтический смысл оригинала, несмотря на то, что Жуковский не знал греческого и пользовался немецким текстом.

В 1826 г. поэт был приглашен наставником к великому князю Александру Николаевичу, будущему императору Александру II, к которому в стихотворении «На рождение Александра» обратился с призывом не забывать «святейшего из званий – человек».


И.А. Крылов, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский и Н.И. Гнедич (с картины Г.Г. Чернецова, 1832 г.)


Из других писателей начала XIX в. надлежит упомянуть В.А. Озерова, автора многочисленных трагедий, и кн. А.А. Шаховского, автора популярных в свое время, скоро, впрочем, забытых комедий, и Н.И. Гнедича – переводчика «Илиады».

Двадцатые годы XIX в. были ознаменованы появлением множества поэтических талантов. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) был первым в поэтической плеяде «золотого века» отечественной поэзии. Его первое стихотворение «К другу стихотворцу» появилось в печати в 1814 г., а в 1820 г. – поэма «Руслан и Людмила», в 1821 г. – «Кавказский пленник». Многие из вольнодумных стихотворений – «К Чаадаеву», «Сказки», «Вольность», «Кинжал», «Деревня» – не могли быть напечатаны по цензурным условиям, но ходили по рукам во множестве списков. Высылка поэта из Петербурга на юг только увеличила его популярность.


А.С. Грибоедов


После кратковременного увлечения Байроном, которое отразилось в «Кавказском пленнике», «Бахчисарайском фонтане» и «Цыганах», Пушкин стал основателем русского художественного реализма. Его роман в стихах «Евгений Онегин» (1831) рисует широкую и живую картину жизни столичного высшего света и провинциального дворянства. Историческая драма «Борис Годунов», написанная в 1825 г. и опубликованная в 1830 г., отражает интерес Пушкина к русской истории и влияние шекспировских трагедий на поэта. В поэмах «Полтава» (1829) и «Медный всадник» (1833) звучит имперский патриотизм и высокая оценка основателя империи – Петра Великого. Недаром Г.П. Федотов назвал Пушкина «певцом империи и свободы». В «Повестях Белкина» (1831), «Капитанской дочке» и «Пиковой даме» (1834) и других произведениях он создал стилистически простой и ясный язык художественной прозы, на основе которого расцвела вся блестящая литература XIX в. Конец 1820-х и 30-е гг. ознаменовались расцветом таланта Пушкина и всеобщим признанием его величайшим русским поэтом.

Страница 86