Родителям и детям о грехе сквернословия - стр. 8
– Типичная ситуация: приходит ребёнок – из школы ли, из детского сада, с улицы – и приносит ругательные слова. Что делать?
– Важно здесь то, какая языковая атмосфера царит у ребёнка дома, в семье: и если дома мат – это тоже норма, то все разговоры о вреде ругани не дадут результатов.
Дом – это то, что формирует ребенка, то, с чем он выходит в окружающий мир. Поэтому если родители не хотят, чтобы дети усвоили привычку сквернословить, мата в доме быть не должно.
Причём родителям лучше играть на усиление: запрещать не только мат, но и производные ругательства.
– Есть мнение, что ребёнка, особенно дошкольника, который вдруг употребил ругательное слово, нужно игнорировать. Дескать, он поймёт, что его ругань не вызывает никакой реакции у взрослых, и сам перестанет употреблять плохие слова.
– Игнорировать это нельзя – ребенку обязательно нужно дать понять, что сквернословие недопустимо.
Если внушение не помогает, хорошо бы поговорить с ребенком о значении тех ругательных слов, которые он произносит. Часто дети не понимают смысла матерных слов, они их где-то услышали и бездумно повторили. Нужно говорить, что слово – не пустой звук, что в слове есть сила, которая формирует среду жизни. Вот, к примеру, проклятие – оно действенно? Дети в большинстве своём понимают, что да. А доброе пожелание, пожелание хорошего пути? Нужно объяснить ребёнку, что ругательство – это реальная сила, которая может стать частью жизни его друзей и родственников.
– Какое отношение к мату у Церкви?
– В Церкви более, чем где-либо, понимают важное значение слова. Не случайно одно из Евангелий открывается строкой: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1:1). Молитва в христианском понимании – это связь с Богом через слово. Таким образом, сквернословие понимается как антимолитва: чертыхания, ругательства – всё это есть не что иное, как призывание зла, настоящего зла с рогами и хвостом. Молитва животворит душу, в то время как сквернословие убивает её.
Половая тематика, половые извращения – основная тема, на которой спекулирует мат. Поэтому, если продолжить эту мысль, то в конечном итоге мат – это бесовское извращение семейных ценностей.
Что общего у смеха и брани[2] (Архимандрит Рафаил (Карелин)
Два греха, внешне как будто противоположные друг другу, – смехотворство и сквернословие – имеют много общего. Святитель Иоанн Златоуст, говоря о пагубности этих грехов, оскверняющих душу человека, сравнивает язык шута и сквернослова, когда они становятся на молитву, с рукой, обмазанной навозом, которой человек хочет коснуться хитона Господня.