Рисуночные методики - стр. 6
Первый уровень символизации
Очень важный этап воспитания через сказки, поговорки, песенки, притчи, очеловечивание животных и предметов. Чем богаче в социально-воспитательном плане этот этап, тем уверенней впоследствии ребёнок будет приспосабливаться к окружающей среде.
Изначально мозг ребёнка не отравлен ядом критицизма, поэтому поиск ассоциаций и аналогий идёт автоматически из первого уровня символизации. Этот уровень обеспечивает базисную систему сравнений, которые как бы логико-интуитивно помогают ребёнку через усвоенный ряд символов.
Второй уровень символизации
Ребёнок начинает знакомиться со строением своего тела. До 7 лет он не понимает сложности строения человеческого тела, поэтому фиксируется на поверхностном отражении, когда в его жизни обязательно действует сильный раздражитель типа «ожог», в ответ на который ребёнок отдёргивает руку от пламени. Он начинает понимать, что сверхсильный раздражитель, действуя на кожу, вызывает болевые ощущения. И тогда сверхсильный раздражитель в эмоциональной жизни по принципу аналогии будет отражаться на коже. Отсюда возникают различные аллергии, дерматиты, нейродермиты и другие кожные проявления…
Третий уровень символизации
Ребёнок начинает знакомиться с распорядком жизни. Вначале дома, затем в социальной среде, где существуют различные запреты, разрешения, ритуалы и т. п. Взаимодействие со взрослыми формирует у него стереотипы поведения. В данном случае необходимо учитывать симпатии и антипатии воспитателя, которые являются ключевыми в воздействии на ребёнка.
Четвёртый уровень символизации
Протекает в течение всей жизни человека и отражает те процессы, к которым он пытается приспособиться. Этот уровень связан с жизнью в семье и производственной деятельностью. На фоне попытки приспособиться происходит наработка поведенческих стереотипов.
Разделение на четыре уровня символизации весьма условно, так как все четыре уровня замкнуты на прошлые воспоминания, которые являются отчасти эталонами сравнения для данного человека. Поиск ассоциаций происходит логико-интуитивно, причём самые яркие эмоциональные положительные или отрицательные символы находятся, как правило, на первых трёх уровнях символизации. Сильно заряженные эмоциональные символы находятся в бессознательном.
Когда человек берёт карандаш и сознательно заставляет себя рисовать, в ответ на индифферентный стимул или инструкцию из бессознательного выплывает именно та аналогия, которая имеет более сильную эмоциональную энергию. И бессознательное выдаёт её в виде определённых символов. Это, чаще всего, самая беспокоящая проблема, которая давно созрела и требует своего разрешения. Это та отрицательная доминанта, которая дестабилизирует состояние человека.