Размер шрифта
-
+

Римское право - стр. 22

Книга 22. Титул V. 6 (Лициний Руфин): «Не считаются пригодными свидетелями лица, которым может быть приказано, чтобы они сделались свидетелями»[14].

В древнем Риме существовал определенный ритуал закрепления свидетельских показаний. Для свободных граждан было необходимо перед дачей показаний принести присягу в порядке призыва, рабы же подвергались пытке. Сведения, сообщенные рабом, под пыткой записывались.

Книга 22. Титул IV. 7 (Павел): «Когда отсутствуют доказательства совершенного ранее (рабом) побега, то следует верить показанию раба, данному с применением пытки; ибо дело представляется таким образом, что он (раб) допрашивается о себе сам, а не в пользу господина или против господина»[15].

Раб не мог свидетельствовать против своего господина за исключением немногих случаев. Вообще, римские юристы считали, что показаниям рабов не стоит доверять, и их можно использовать лишь, когда нет других доказательств для достижения истины.

Книга 22. Титул V. 7 (Модестин): «Ответу раба можно верить тогда, когда нет иного доказательства для открытия истины»[16].

Свидетели давали показания публично, подвергаясь перекрестному допросу, производимому сторонами. Сначала свидетель подвергался допросу той стороны, которая его вызывала.

Другая сторона имела право ставить не только вопросы, относящиеся к делу, но и всякие другие, в том числе и такие, которые рассчитывали «замарать» опасного свидетеля и подорвать доверие судий к его показаниям.

Книга 11. Титул I. 9 (Ульпиан): «Спрашивать – мы понимаем в том смысле, что спрашивает не только претор, но и противник»; «но если спрошен раб, то нет допроса, так же как если раб предложил вопрос»[17].

Свидетельские показания записывались в протокол. Если свидетель лично не мог явиться, то он допрашивался на дому, его показания облекались в письменную форму, а затем зачитывались в суде. Но подобным письменным доказательствам придавалось мало веры. Это свидетельствовало о том, какое огромное значение имели личность самого свидетеля и то впечатление, которое производили его показания на судей.

Книга 22. Титул V. 2 (Модестин): «При показаниях свидетелей следует исследовать достоинства, честность, нравственность, серьезность (свидетелей), и потому свидетели, которые вопреки честности колеблются в своих показаниях, не должны быть выслушаемы»[18].


3. Письменные документы

Одним из важнейших средств доказывания в римском праве были документы. Все письменные документы делились на две группы:

а) публичные;

б) частные.

К публичным относились:

– книги, ведение которых лежало на обязанности определенных магистратов;

Страница 22