Размер шрифта
-
+

Римское право - стр. 2

17. pax Romana – римский мир; 18. plebiscita (leges) – законы;

19. populus – народное собрание; 20. praescriptio – надпись;

21. regulae – ряд юридических правил;

22. responsa – ответы;

23. responsa prudentium – ответы юристов;

24. rogatio legis – проект закона; 25. sanctio – санкция.

1. Понятие, предмет и система римского права

В настоящее время в юридической науке нет единого общепризнанного понимания того, что есть «римское право». В разные эпохи его юристы давали разные определения, в том числе, как в широком его понимании, так и в узком его смысле. В процессе своего развития римское право развивалось последовательно с учетом преобразований, которые вносила жизнь самого Римского государства.

Так римское право прошло несколько этапов:

1. Древнейший (VI в. – середина III в. до н. э.)

2. Классический (середина III в. до н. э. – конец III в. н. э.) 3. Постклассический (IV–VI вв. н. э.)

Какие же характерные черты имело римское право на каждом этапе своего развития?


Древнейший этап:

– неразвитость и простота основных правовых институтов, которые в свою очередь были тесно переплетены с религией;

– сравнительно медленно происходили изменения в области права, так как было слишком велико влияние религии;

– казуальность норм (невысокая степень обобщения);

– отсутствие общих правил поведения, пригодных для большинства сходных ситуаций, право возникало из конкретных судебных решений, запрещая или предписывая то или иное определенное действие, не охватывая всего круга однородных отношений, и сфера действия права была сравнительно узкой.

Указанные черты римского права отразились и на его источниках, среди которых преимущественное значение имели обычаи.


Классический этап:

– закрепление абсолютного права частной собственности, в том числе на рабов;

– в этот период развивается система преторского права, которая полнее отвечала требованиям товарного производства. Именно в преторском праве высокого уровня достигают отдельные институты и понятия гражданского права;

– на данном этапе имеют основой не религиозные традиции и обычаи, а рационализаторское мировоззрение и учение о естественном праве. Греческая философия помогла римским юристам придать праву логическую последовательность, освободиться от религиозной обрядности, символики и приобрести вполне светский характер;

– свойственен высокий уровень техники выражения общих норм поведения, точность формулировок, обоснованность решений. Многие правовые нормы и сентенции юристов приобрели характер афоризмов. Например: «знать законы – не значит держаться за их слова, но понимать их силу и значение» (д. 1, 3, 17); «неправильно давать ответы, консультации или решать дело, имея в виду не весь закон, а только какую-нибудь его часть» (д. 1, 3, 24) и др.

Страница 2