Размер шрифта
-
+

Римское право - стр. 21

В этот период (с V в. н. э.) в римском праве оформилось и укрепилось понятие исковой давности. Это объяснялось тем, что в случае непредъявления иска в течение продолжительного времени после того, как возник повод для его предъявления, возникало состояние неопределенности, способное создавать вредную для ведения хозяйства неуверенность, неустойчивость отношений и возможность подачи иска спустя сколько угодно времени после события.

Истец мог подать иск и нарушить сложившиеся имущественные отношения, что могло привести к неблагоприятным последствиям, поэтому для предупреждения таких неблагоприятных последствий устанавливался известный максимальный срок (давностный срок), в течение которого управомоченное лицо может требовать рассмотрения его иска. Этот давностный срок принято называть исковой давностью.

В классическом римском праве существовал законный срок для предъявления иска, таковым считался максимальный срок до подачи иска, отсчитываемый от даты события, этот срок не был связан с действиями сторон, не требовал ни подтверждения иска, ни выдачи связанным с иском обязательств. Однако законный срок отличается от исковой давности тем, что он существует сам по себе, независимо от активности или бездействия истца и с его истечением прекращается право на иск; а исковая давность связана с действием или бездействием истца, она может прерываться ввиду бездеятельности истца.

Квиритское право предполагало, что при исчезновении повода для немедленного предъявления иска прерывается течение данного давностного срока и начинается заново течение исковой давности; хотя течение законного срока не прерывается, несмотря на то, что повод для возбуждения иска устранен; течение исковой давности может быть приостановлено на то время, пока существуют уважительные (признанные правом) препятствия для предъявления иска.

В римском праве сроком бездействия сторон был установлен период в 30 лет. Начало исковой давности определялось моментом возникновения искового притязания (удержание имущества, невозврат займа и т. п.), после истечения этого срока исчезало и право подать соответствующий иск.

Гражданское право

Согласно «Институциям» Гая гражданское право можно отнести к разделу римского права «лица». То, что сегодня мы именуем гражданскими правами или правами личности, в Риме именовалось правами лиц. Главное разделение в праве лиц состоит, согласно Гаю, в том, что все люди – или свободные, или рабы; далее, из свободных людей одни – свободнорожденные, другие – вольноотпущенные; свободнорожденные суть те, которые родились свободными; вольноотпущенные – это те, которые отпущены на волю из законного рабства.

Страница 21