Резчик-любитель - стр. 3
Этот закон симметрии так важен, что оказалось, что всякую форму или комбинацию форм можно употреблять для целей украшения, если только расположить симметрично контрасты или повторять симметрично одинаковые формы.
На самом деле, вся грамматика орнаментного искусства сводится к контрасту, повторению и повторению в определенном порядке.
При составлении рисунка вкус – дело первостепенной важности; никакая степень чисто механического искусства не исправит впечатления, которое производит дурно составленный рисунок. Как это ни странно, на первый взгляд, детали, представляющие точное подражание природе, не изобиловали ни в одном стиле, который пользовался успехом. Правда, в главных стилях детали заимствованы преимущественно из природы, но трактуются они, по большей части, условно. Говорят, что растение или какой-нибудь естественный предмет трактуются условно, когда на естественное соотношение их роста или развитие не обращают внимания. Различие между естественным и условным, или искусственным, трактованием предмета должно быть понятно. Каждый рисунок состоит из двух частей – из общего плана и деталей; так, например, в подставке внешняя форма подставки представляет план, а покрывающие ее украшения – детали рисунка, и эти детали могут покрывать всю поверхность подставки или только некоторые части ее. Украшения, которые покрывают всю поверхность предмета, повторяясь однообразно, заполняют ее сплошь и состоят из вертикальных, горизонтальных или диагональных рядов, подобранных в определенном порядке орнаментов. Большая часть древних мозаик представляют из себя комбинации геометрического узора. Ясно, что первый принцип орнаментаций состоит в повторении; возьмите для примера какой-нибудь карниз, в котором одна и та же деталь повторяется в размеренной и определенной последовательности.
Теперь кратко опишем девять главных стилей, на которые в общих чертах могут быть разделены все виды орнамента и которые в свою очередь подразделяются на три группы: древнюю, средневековую и новую. К древней группе относятся стили: египетский, греческий и римский; средневековые стили – византийский, мавританский и готический. К новой эпохе принадлежат стиль Возрождения, стиля Чинквеченто и стиль Людовика XIV. Стиль есть только другое название для понятия, обозначаемого словом «характер», и часто он является только видоизменением или более тщательной разработкой предшествующего стиля.
Начиная с египетского стиля, мы находим, что многие из форм этого орнамента сохранили до настоящего времени свою популярность – например, узел, волнообразно-изогнутая линия, спираль и зигзаг. Но главнейшими символическими изображениями, составляющими особенность этого стиля, надо считать крылатый шар, лотос, папирус и змею.