Революционный актив России - стр. 19
1. Бакст Владимир Игнатьевич (Исаакович) (1835 – 1874).
2. Герцен Александр Иванович (1812 – 1870).
3. Герцен Александр Александрович (1839 – 1906).
4. Гулевич Михаил Семёнович (1841 – 1874).
5. Жуковский Николай Иванович (1833 – 1895).
6. Касаткин Виктор Иванович (1831 – 1867).
7. Ковалевский Владимир Онуфриевич (1842 – 1883).
8. Лугинин Владимир Фёдорович (1834 – 1908).
9. Мечников Лев Ильич (1838 – 1888).
10. Николадзе Николай (Нико) Яковлевич (1843 – 1928).
11. Серно-Соловьёвич Александр Александрович (1838 – 1869).
12. Стуарт Александр Фёдорович (1842 – 1917).
13. Утин Николай (Нахум) Исаакович (1841 – 1883).
14. Черкесов Александр Александрович (1839 – 1908).
15. Шелгунова (Михаэлис) Людмила Петровна (1832 – 1901).
16. Якоби (Якобий) Павел Иванович (1842 – 1913).
«В России 60 – 70-х годов 19в. при широкой поступи реформ не было ни экономических, ни социальных оснований для интенсивного революционного движения. Но именно при Александре 2-ом, от самого начала его освободительных шагов, оно и началось скороспелым плодом идеологии: в 1861 – студенческие волнения в Петербурге, в 1862 – буйные пожары от поджогов там же и кровожадная прокламация «Молодой России», а в 1866 – выстрел Каракозова – начало террористической эры на полвека вперёд.
И именно же при Александре 2-ом, когда столь ослаблены были ограничения еврейской жизни в России, начинают встречаться еврейские имена среди революционеров (А. Солженицын)».
В 1869г. в Петербурге была опубликована «Книга кагала», автором которой являлся еврейский публицист Брафман Яков Александрович (1824 – 1879).
«Брафман содействовал “взгляду на Талмуд не как на кодекс религиозно-национального характера, а как на гражданско-политический кодекс, идущий против течения политического и нравственного развития христианских стран”, создающий талмудистическую республику. … Шире того, он обвинял “Общество для распространения просвещения между евреями” и “Всемирный Еврейский союз (Альянс израэлит)” в том, что они являются частью всемирного еврейского заговора (А. Солженицын)».
К концу 60-х годов 19в., в ходе споров о способах захвата власти, в революционном народничестве определились три течения:
бунтарское – идеолог Бакунин М. А.;
пропагандистское – идеологи Лавров П.Л. и Михайловский Н.К.
заговорщицкое – Ткачёв П.Н.
Бакунин считал, что русский крестьянин по природе – социалист и бунтарь, поэтому интеллигенции достаточно просто обратиться к крестьянству и поднять его на бунт.
Лавров и Михайловский считали, что народ надо готовить к социализму посредством долгой пропаганды.