Ревностный проповедник христовой веры святой апостол Симон Кананит - стр. 8
5, 11. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать. И всячески неправедно злословить за Меня.
Направляет Свою речь к присутствующим апостолам, показывая, что учителям свойственно быть поносимыми. А чтобы ты не думал, что всякий злословимый блажен, прибавил два ограничения, именно: чтобы злословие было ложное и терпелось за Христа; а если это бывает не так, то злословимый скорее несчастен. Что может быть удивительнее этих увещаний, когда всеми избегаемое становится для всех желательным, ради величия наград? Предписавший жестокое и противоречащее обычаю всех до того времени людей, однако и убедил, и убеждает почти всю вселенную.
5, 12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…
Радуйтесь и веселитесь духом все поносимые, и преследуемые, злословимые, как сказано. Говоря же: велика ваша награда на небесах, приводит и другое утешение. Претерпевать поношения – дело великое и весьма трудное. Посему и Иов, претерпев другие испытания, особенно был смущен тогда, когда его поносили друзья, как страдающего за грехи.
5, 12. …так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Отсюда ясно, что слова: блаженны есть… и т. д. собственно сказаны к ученикам, и чрез них и ко всем, кто будет подражать ученикам Его. Так гнали и пророков, бывших прежде вас. Как это так? Разумеется, понося, изгоняя и ложно злословя их ради Бога. Как вы посылаетесь Мною проповедовать то, что Я скажу, так и они были посланы Богом. Говоря: пророков, бывших прежде вас, показывает, что и они будут пророчествовать. Если для тех не было непристойно страдать за Бога, то тем более вам. Таким сравнением их с пророками ободрил их умы. Обрати внимание на то, после скольких заповедей поставил блаженство об изгнании ради правды, и блаженство о поношении, преследовании и злословии, показывая, что вступающему в такую борьбу необходимо укрепиться всеми предыдущими заповедями. Посему, воспользовавшись определенным порядком, соткал нам золотую цепь. Всякий смиренный духом будет оплакивать свои прегрешения; оплакивающий будет кротким; кроткий будет, конечно, праведным; праведный будет милостивым; осуществивший все это на деле будет также чист сердцем и таковой будет и миротворцем; кто шел с успехом даже доселе, тот подвергнется опасностям, но великодушно перенесет все, что ни последует. Напомнив то, что следовало, опять ободряет их похвалами.
5, 13. Вы – соль земли.
Землею назвал здесь людей, как образованных из земли. Он как бы говорит: все люди сделались гнилыми от грехов, испортившись от влаги страстей, посему вы, избранные Мной для врачевания этой порчи всего мира, составляете соль людей, потому что вы получаете от Меня разумную силу обуздывать их и сдерживать, и убивать невидимых червей, т. е. страстные помышления, и охранять от зловония прегрешений. Пророки были посланы к одному народу; а вы – соль для всей земли, учением обличая и сдерживая распутных, чтобы они не произвели вечных червей. Не пренебрегайте же строгостью обличений, хотя бы вы и подверглись гонениям. Посему говорит: