Ревнитель Правды Божией. Памяти Валерия Павловича Филимонова - стр. 7
В 1994 году Валерий Павлович начал свои первые исследования жизни и духовного делания подвижников Православия. Большая работа о старчестве была начата в эти годы и частично опубликована в газете «Софийский Собор» в 1995 году. Полностью Валерий Павлович завершил ее через двадцать лет, опубликовав в 2016 году в альманахе Константино-Еленинского монастыря «Линтула» объемную статью «Об истинном старчестве и послушании (на примере древних отцов Святой Православной Церкви)».
В 1994 году он начал заниматься изучением жизненного и духовного пути известного блаженного старца Феодосия Иерусалимского, прославленного позже как местночтимый святой преподобный Феодосий Кавказский. Этот серьезный труд требовал многих усилий и времени. Оставив все, Валерий Павлович полностью отдает себя писательскому деланию в области духовной литературы, в одном из самых ее значительных и самых заброшенных в советские годы литературном жанре – агиографии – трудах о святых. Как позже писал Валерий Павлович, свое истинное призвание он обрел на духовно-литературном поприще. Способствовало этому и его давнее увлечение древнерусской литературой и иконографией. Теперь же открывался новый удивительный мир творений святых отцов: Святители Тихон Задонский и Игнатий Брянчанинов, святые Феофан Затворник и Иоанн Кронштадтский, труды Иоанна Златоуста и Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина и Григория Богослова аввы Дорофея и аввы Антония, «Добротолюбие», «Отечник», «Лествица», «Невидимая брань», – становятся его настольными книгами. Порой казалось, что закладок в этих книгах больше, чем страниц. В дальнейшем многое из святоотеческих трудов Валерий Павлович знал наизусть. Так же, как знал наизусть многое из Евангелия и Апостольских посланий, и умом, и сердцем, и душою впитав глаголы Вечной жизни. Как и сказал он в одном из своих стихотворений:
Художественные рассказы и стихи Валерий Павлович писал и прежде, но первую книгу стихов удалось издать только в 1992 году в латвийском городе Валка, в издательстве «Русский Вестник». Книга носила название «Крик» и была не только размышлением о Вечном и земном, но и действительно криком, болью души о современном человеке и о современном состоянии общества.
Эта книга погружает нас в мир загадочного, великолепного и трагического Санкт-Петербурга-Ленинграда-Питера. Читая стихи, мы видим «мосты на Каменном, аллеи на Крестовском, Елагина дубравы и дворцы»; Никольское кладбище близ Александро-Невской Лавры; «питерские дворики»; пейзажи задымленных окраин. У Троицкого моста мы встретимся с Петром I и с вождем мирового пролетариата, сознающимся, что в своих делах он был опутан темными силами. Предстают перед читателем депутаты и партаппаратчики, ушедшие уже в небытие, и «новые вельможи», занявшие кресла бывших хозяев «страны огромной». В этих стихах – переплетение прошлого и нынешнего и боль за Россию, потерпевшую страшную катастрофу в 17-м году. «Демонианой» называет поэт разрушение храмов, многие из которых и сегодня еще «зияют пустотой глазниц и звенят немотой колоколов». И слова о праведном Страшном Суде звучат со страниц книги. Мир современного человека, где «все на продажу», в том числе «тело и души», поэт называет «праздником духовной пустоты». Стихи – трагические и горькие. Иногда они лирические и психологические, иногда – сатирические или публицистические. Но все это – поиск Истины и Правды. Поэт утверждает: пока «вершится таинство природы», «вьется божественная нить», есть еще выход из нагрянувших кризисов и трагедий. Это – возвращение на круги своя, к живому источнику света – к Православной вере.