Размер шрифта
-
+

Ремесло писателя: кратко о приемах - стр. 6

ПЛАН

Сама мысль о каком-то плане может вызвать отвращение: зачем, мол, сковывать воображение условностями, наперед установленными рамками!

Так вот, план нужен только для того, чтобы расковать воображение, нужен план-творение, план-фантазия и ничего более. Кстати, в драматургии, как рекомендуют, чтобы только приступить к пьесе уже требуется детальнейший, жесткий план-график, расписывающий содержание и смысл буквально каждой пары реплик. Только так подсознание освобождается для творчества подлинной человеческой речи. Для короткой прозы вполне достаточен план-записка или план-картинка – кому что покажется удобней.

Литературоведение четко разделяет в повести начало, середину и концовку, каждое из которых играет определенную роль, подчиняется неким закономерностям. Но это взгляд со стороны, взгляд теоретика. По сути же, есть только желание автора выразить точнее, донести целее, захватить читателя крепче, чтобы тот выслушал его до конца. Поскольку в короткой прозе интерес читателя в основном сосредоточен на цепочке сознательных решений и поступков Героя, то обобщить теорию можно следующим.

В начале, т. е. в первых сценах Герой встречается с проблемой, которая понятна и узнаваема читателем. Читатель следит за первыми шагами и движениями Героя в этой ситуации и знакомится с ним по ходу этих действий.

В середине повествования сосредоточены сцены, в которых возникают и действуют какие-то новые силы или условия, которые меняют отношение Героя к проблеме, усложняют и напрягают всю ситуацию.

Концовка (развязка) описывает результаты окончательных решений и действий Героя по преодолению всех затруднений и проблем. В «психологической» прозе это почти всегда связано с глубокими изменениями в характере или во взглядах Героя.

Но все это только способ размещения материала, если он уже есть. А если его нет? Ни сцен, ни ситуаций, ни сюжета, только герой и его проблема? Здесь-то и поможет план-фантазия или, лучше сказать, план-мозговая атака. Задача состоит в следующем: из ростка идеи и героя силой выбранного «движка» наметить пунктирно весь путь героя по сюжету. Подставить ему на дороге дополнительные преграды, чтобы он полнее раскрылся характером, подгадать на его пути обстоятельства, встречи, узнавания и т.д. и т.п., чтобы он ярче проявил себя, глубже задумался, содрогнулся, ужаснулся, возликовал, погиб или победил в борьбе.

Приступить к этому можно графически: нарисовать линию – временную ось повести, романа или драмы, обозначить на ней в соответствующих местах задуманные осложняющие обстоятельства, возникающие помимо воли героев: важные события, явления, узнавания, встречи и т.д. Так расставляются флажки на дистанции, которые герою не миновать, не поработав, как следует, душой, не обойти, не раскрывшись перед читателем характером, не поведав ему сокровенной тайны, и т.д. Это очень важные точки, они формируют объективную, окружающую героев жесткую реальность, в лабиринте которой они прокладывают свой путь к счастью. Это, так сказать, объективная сторона жизненных трудностей, которая содержит и исходное осложнение и вовлекаемых по ходу дела людей с их затрагивающими героев мыслями, мнениями, поступками, а также непредвиденные явления природы, случайности, стечения обстоятельств и т.д. Другая, но субъективная сторона – это отношение к возникшим трудностям самих героев. Необходимое требование к объективным обстоятельствам сюжета – чтобы они были правдоподобными, естественными и понятными читателю, лучше всего, самыми обычными – никакой экзотики и невероятных совпадений: словом, обыденная наша жизнь. Ведь все уникальное и поразительное, что происходит с героем – это у него в душе, в его поступках и мыслях, а живет он так же, как все мы.

Страница 6