Размер шрифта
-
+

Религия Креста и религия полумесяца

1

Когда утверждается, что Бог един, это, безусловно, справедливо. Но вся проблема в том, каким образом Он постигается в рамках той или иной религии. В мифах примитивных народов содержится идея того, что Бог один и что Он добр; тем не менее религиозная практика этих народов состоит в общении с духами и в попытках умилостивить их разными способами, вплоть до человеческих жертвоприношений. Тем самым ту или иную религию можно обозначить как более или менее совершенную попытку богопознания. При всем уважении к такого рода духовным поискам мы не должны забывать, что полнота Богооткровения дана нам в Православии.

2

Впервые опубликовано: Альфа и Омега. 1999. № 2 (20). Печатается с некоторыми изменениями и дополнениями.

3

Здесь и далее цитаты из Корана приводятся по изданию: Коран / Пер. И. Ю. Крачковского. Минск, 2002. Примечания, принадлежность которых не указана, составлены автором.

4

В богословии ислама нет учения о первородном грехе – каждый отвечает лишь за собственные грехи, пророк Адам согрешил, но раскаялся, и Бог простил его; однако некоторые вторичные следы учения о первородном грехе в Коране все же прослеживаются – хотя Бог и простил Адама, но в рай, из которого тот был изгнан в результате грехопадения, не позволил вернуться ни ему, ни его потомкам.

5

Ибрагим Т., Ефремова Н. Путеводитель по Корану. М, 1998. С. 114.

6

Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993. С. 397.

7

Святитель Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. М., 1901. С. 194.

8

Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Византийские представления об исламе // Альфа и Омега. 1996. № 2/3 (9/10). С. 134.

9

Иларион (Алфеев), иеромонах. Введение в догматическое богословие. М, 1996. С. 80.

10

См.: Зубов А. Б. История религий М., 1997. Т. 1. С. 111.

11

Святитель Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. С. 17.

12

Ас-Суйути Джалал ад-Дин. Совершенство в коранических науках. М., 2000. С. 126.

13

Выделено мною. – Ю. М.

14

Яннарас Х. Вера Церкви. М., 1992. С. 122.

15

Ибн Араби. Толкование Корана //Хрестоматия по исламу. М., 1994. С. 70.

16

Обращает на себя внимание и сходство мусульманского рая со скандинавской Валхаллой, где доблестные воины проводят дни в поединках, вдохновляемые на сечу девами-валькириями, а ночи – в пирах в обществе тех же валькирий. – Ред.

17

Григорьев Н. Беседа с татарами о Мухаммеде сотрудника Оренбургского Михаило-Архангельского братства Богдана Колостова. Оренбург, 1901. С. 45.

18

Любопытно, что половой акт в этой системе взглядов появляется именно как вид физического наслаждения, а не как проявление любви одной личности к другой. Гурии безличностны.

19

Суфизм – мистико-аскетическое течение в исламе. – Изд.

20

Журавский А. В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете // Страницы. 1996. № 3. С. 147.

21

См.: Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca/Accurante J. —P. Migne. Parisiis, 1857. T. 104. Col. 1449 (далее: PG).

22

Сунна – поступки и высказывания Мухаммеда, являющиеся образцом для каждого мусульманина в решении всех жизненных проблем. – Изд.

23

Али Абдулла // http://www. kuraev. ru/[3245/52б48].

24

Хайдар Али. Курс лекций по основам ислама Казань, 1997. С. 23.

25

Ас-Савваф Мухаммад Махмуд. Мусульманская молитва. М., 1994. С. 64. Это слова одного из трех вариантов формулы предначинательной молитвы, которую должен произносить каждый мусульманин пять раз в сутки.

26

PG. Т.94. Col. 1544–1545.

27

Журавский А. В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете. С. 141.

28

Дидат А. Христос в исламе. Б. м., б. г. С. 29.

29

Преподобный Силуан Афонский. Писания. Ивановское, 1997. С. 9.

30

Зубов А. В. Эсхатологическая уникальность христианства // Континент. 1993. № 78. С. 244.

31

Преподобный Максим Грек. Творения. Т. 2. С. 54.

32

См.: Иуд. 1,21, 25. – Изд.

33

Святитель Григорий Палама. Письмо своей Церкви // Иоанн (Экономцев), игумен. Православие, Византия, Россия. М., 1992. С. 219.

34

Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. М., 1892. Т. 1.С. 450; Т. 3. С. 169.

35

Иларион (Алфеев), иеромонах. Введение в догматическое богословие. С. 257.

36

Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996. С. 270.

37

Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М., 1999. С. 38.

38

См.: Бертэльс Е. Э. Райские девы (гурии) в исламе // Избранные труды, М., 1965. Т. 3. С. 179.

39

Но тем не менее любая аллегория всегда зависит от того образа, от которого отталкивается, и это оправдывает саму постановку вопроса.

40

Шиммель А. Мир исламского мистицизма. С. 115.

41

Читтик У. К. В поисках скрытого смысла. Духовное учение Руми. М., 1995. С. 214.

42

Там же.

43

Шиммель А. Мир исламского мистицизма. С. 111.

44

Теозис (от греч. Θεωδιζ) – обожение. – Изд.

45

Шиммель А. Мир исламского мистицизма. С. 110.

46

Блазненный – соблазнительный, преткновенный. – Изд.

47

Ал-Газали Абу Хамид. Избавляющий от заблуждения // Степанянц М. Т. Восточная философия. М., 1997. С. 435.

48

Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. М., 1997. С. 148.

49

Преподобный Каллист Ангеликуд. Слово 16 // Путь к священному безмолвию. М, 1999. С. 105.

50

Варденбург Ж. Мировые религии с точки зрения ислама // Христиане и мусульмане: проблемы диалога. М., 2000. С. 329. (Рецензию на книгу см. ниже, с. 229–236.– Изд.)

51

Из дискуссии на форуме сайта www.kuraev.ru.

52

Яхья О. Человек и его совершенство в мусульманском богословии // Медани Бессам. Библия и ислам. М., 1996. С. 76.

53

Там же.

54

Святитель Григорий Нисский. Большое огласительное слово // Восточные отцы и учители Церкви IV века. М., 1999. Т. 2. С. 159.

55

Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. М., 1998. С. 182.

56

Святитель Григорий Богослов. Творения: В 2 т. Сергиев Посад, 1994. Т. 2. С. 34.

57

Святитель Мелитон Сардийский. О Пасхе // Сочинения древних христианских апологетов. С. 533.

58

Блаженный Августин Иппонийский. Творения. СПб., Киев, 1998. Т. 3. С. 557.

59

Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит, Исайя (Белов), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад, 2002. С. 238.

60

Лосский В. Н. Догматическое богословие. М., 1992. С. 162.

61

Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. С. 182.

62

Преподобный Максим Исповедник. Творения. М., 1993. Т. 2. С. 111.

63

Преподобный Анастасий Синаит. Три Слова об устроении человека по образу и подобию Божию // Альфа и Омега. 1999. № 2 (20). С. 134.

64

Преподобный Максим Исповедник. Творения. Т. 2. С. 35.

65

Преподобный Ефрем Сирин. Творения. М, 1995. Т. 4. С. 250.

66

Преподобный Григорий Синаит. Творения. М., 1999. С. 25.

67

Преподобный Григорий Синаит. Творения. М., 1999. С. 35.

68

Святитель Афанасий Великий. Творения. М., 1994. Т. 3. С. 332.

69

Хайдар Али. Курс лекций по основам ислама. С. 5.

70

Ахмад бен Ханбал. Акида (Символ веры) // Хрестоматия по исламу. С. 413.

71

Ал-Маудуди Абу-ал-Аала. Принципы ислама. М, 1993. С. 76.

72

Святитель Мелитон Сардийский. О Пасхе. С. 535.

73

Святой Феофил Антиохийский. Три книги к Автолику // Сочинения древних христианских апологетов. С. 153.

74

Святитель Софроний Иерусалимский. Слово на Рождество Христово // Проповеди. Б. м., б. г. С. 143.

75

Святитель Григорий Палама. Беседы: В 3 т. М., 1994. Т.1. С. 164.

76

Преподобный Викентий Леринский. Памятные записки Перегрина. М, 1999. С. 46.

77

Ас-Суйути Джалал aд-Дин. Совершенство в коранических науках. С. 128.

78

Там же. С. 155.

79

Ушаков В. Д. Фразеология Корана. М, 1996. С. 193.

80

Ас-Савваф Мухаммад Махмуд. Мусульманская молитва. С. 62.

81

Ал-Бухари Имам Исмаил. Изречения и деяния (хадисы) пророка Мухаммеда. М., 1998. С. 44.

82

Аль-Хашими Махаммад Али. Личность мусульманина согласно Корану и сунне. М., 2000. С. 27.

83

Там же. С. 31.

84

Зину Мухаммад бин Джамиль. Достоинства пророка. М., 2000. С. 150.

85

Там же. С. 128.

86

Ал-Газали Абу Хамид. Избавляющий от заблуждения. С. 432.

87

Ал-Багдади Абд ал-Кахир бен Тахир. Основы религии в богословии // Хрестоматия по исламу. С. 124.

88

Впервые опубликовано: Альфа и Омега. 2001. № 1 (27). Печатается с некоторыми изменениями и дополнениями.

89

Григорьев Н. Беседа с татарами о Мухаммеде. С. 10–11.

90

Ат-Туси Абу Наср ас-Саррадж. Самое блистательное в суфизме // Хрестоматия по исламу. С. 159.

91

Это не совсем полное определение; точнее было бы сказать, что Христос шел по воде, чтобы уйти от напряженного, но не совсем благочестивого интереса к Нему, вызванного умножением хлебов. – Ред.

92

Шиммель А. Мир исламского мистицизма. С. 166.

93

Книги А. Д. Карама // Ислам. Энциклопедический словарь. М, 1994. С. 132.

94

Лари Сайид Муджтаба Мусави. Пророчество. Баку, 1994. С. 27.

95

Айуб Махмуд. Отношение мусульман к христианству: несколько современных примеров // Христиане и мусульмане: проблемы диалога. М., 2000. С. 361.

96

Хайдар Али. Курс лекций по основам ислама. С. 15.

97

Взгляд на ислам. Первомайское, 1992. С. 37–38.

98

Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и Коране. Корнталь, 1985. С. 16.

99

Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста. СПб., 1901. Т. 1. С. 452. Выделено мною. – Ю. М.

100

Ансари Ходжа Абдулла. Тафсир // Нубархш Джавад. Иисус глазами суфиев. М, 1999. С. 113.

101

Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991. С. 107.

102

Грюнебаум Г. Э. фон. Классический ислам. М, 1988. С. 32.

103

Таково толкование этого эпизода у святых отцов – преподобный Ефрем Сирин: «Послал их ко Христу с тою целью, чтобы, увидевши чудеса, они укрепились в вере в Него» (Толкование на Четвероевангелие // Творения. Сергиев Посад, 1914. Т. 8. С. 9); святитель Иоанн Златоуст: «Итак, для чего Иоанн посылал спрашивать? Для того, чтобы… обратить их ко Христу (Мф. 11, 1–2)»; преподобный Иероним Стридонский: «Послал учеников своих ко Христу, чтобы они в этом случае, видя совершаемые знамения и силы, уверовали в Него и через вопрос учителя научились бы сами (Мф. 11, 2)».

104

См.: Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. С. 154.

105

Знамением Ионы пророка можно считать содержание его миссии к ниневитянам: Покайтесь – или погибнете (ср.: Лк. 13, 3). – Ред.

106

Есть еще одно богословское мнение в контексте полемики с мусульманами Господь скрывал чудеса в начале Своего служения, чтобы не порабощать ими окружающих.

107

Мец А. Мусульманский ренессанс. С. 281–282.

108

Hyp ал-Улум (Свет наук). Жизнеописание шейха Абу ал-Хасана Харарани // Бертэльс Е. Э. Избранные сочинения. Т. 3. С. 267, 269, 275.

109

Бибикова О. Али бен Абу Талиб // Наука и религия. 1999. № ю. С. 36.

110

См.: Денни Ф. М. Ислам и мусульманская община // Религиозные традиции мира. М, 1996. С. 83.

111

Этот христианский агиографический термин означает как способность предсказания, так и способность чтения мыслей.

112

Святитель Григорий Великий, Двоеслов. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души // Избранные творения. М, 1999.

113

См.: Attar Fand al-Din. Muslim Samts and Mystics. Chicago, 1966. P. 36.

114

См.: Роман о шейхе Наджм ад-Дине Курба // Бертэльс Е. Э. Избранные сочинения. Т. 3. С. 330.

115

Зину Мухаммед ибн Джамилъ. Достоинства пророка. С. 90–92.

116

Шодкевич М. Модель совершенства в исламе и мусульманские святые // Бог – человек – общество. М., 1993. С. 207.

117

См.: Шиммель А. Мир исламского мистицизма. С. 165.

118

Шодкевич М. Модель совершенства в исламе и мусульманские святые. С. 207.

119

Роман о шейхе Наджм ад-Дине. С. 331.

120

См.: Там же. С. 333.

121

См.: Преподобный Иоанн Мосх. Луг духовный. Сергиев Посад, 1915. С. 160.

122

См.: Древний патерик. М, 1899. С. 314.

123

Преподобный Феодорит Кирский. История боголюбцев. СПб., 1853. С. 16.

124

Преподобный Исидор Пелусиот. Письма. М., 2000. Т. 1. С. 86.

125

Мец А. Мусульманский ренессанс. С. 283.

126

Шиммель А. Мир исламского мистицизма. С. 170.

127

Там же. С. 170.

Страница notes