Религия и терроризм. Учебно-методическое пособие - стр. 16
В связи с указанным полезно помнить о двух особых случаях веры и основанных на них двух специфических религиях в огромном множестве различных несовместимых между собой религий. Первый – отрицание самой себя (атеизм). Второй – утверждение, что якобы любые веры и религии, каждая своим путем, ведут к истине или равноценным истинам. В последнем случае, в учрежденных на такой вере религиозных объединениях, обычно не допускается говорить о самой возможности существования единственной абсолютной Истины.
Большинство специалистов по религиям понимают под термином «религия» связь человека с Богом или с так называемыми богами (духами, идолами) – объектами служения (поклонения, почитания). Тогда, в общем смысле, религия – прежде всего организационно, духовно, молитвенно и обрядово оформленная связь (союз) религиозного объединения с тем или иным объектом служения.
Индоевропейские языки не имеют общего слова для обозначения религии (латинское – religio). Этому латинскому термину сравнительное языковедение предлагает несколько вариантов его первоначального значения. Широко признаны определения римского мыслителя Цицерона (106 – 43 до н.
э.) и христианского апологета Лактанция (ок. 250 – после 325). Цицерон производил это слово от латинского relegere – идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться, и характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего, относящегося к такому почитанию. Лактанций думал, что слово religio возникло из латинского глагола religare – вязать, связывать, привязывать, сковывать – что в религии означает соединение с Богом в служении ему и повиновении через благочестие.
В русских словарях имеется несколько переводов слова religio: 1) благо честие, набожность, святыня, предмет культа>120; 2) восстановление или вое производство лиги, связи. В то же время в «Латинско-русском словаре» О Петрученко приводятся и иные значения: совестливое отношение к чему либо —
– совестливость, покоящаяся на внутреннем чувстве, добросовестность;34
– совестливое отношение к чему-нибудь священному, в том числе религиозное
чувство, благочестие, набожность, религиозное почитание, богопочитание,
122
культ.
В других культурах специалисты отмечают иные исходные обозначена явлений, именуемых латинским religio. В древнегреческом языке эквивалентом religio является слово, первоначально обозначавшее обряд, соблюдение культовых предписаний, обрядов, а затем ставшее наименованием единства, совокупности верований и культовой практики. В санскрите аналог понятие religio – dharma (от арийского dhar – утверждать, поддерживать, защищать) Оно обозначает учение, добродетель, моральное качество, долг, справедливость, закон, образец, идеал, норму, форму, истину, условия, причину, порядок мироздания. Обычно это слово подразумевает совокупность правил, регулирующих образ жизни. Кроме того, употребляется санскритское moksa, что означает стремление оставить повседневную жизнь, вознестись нал круговоротом бытия, освободиться от цепи рождений и смертей. В исламе используется название din, первоначально означавшее власть – подчинение, обычаи. Впоследствии оно стало пониматься в смысле безусловности подчинения Аллаху и Его беспредельной власти, придания себя Богу, исполнения религиозных предписаний, совершенствования в искренности веры. Постепенно din стало обозначать: иман (араб, вера), ислам (араб, покорность, исполнение религиозных предписаний), ихеан (от араб, истовость, совестливость, чистосердечие, искренность веры). В китайском языке для обозначения европейского понятия «религия», используется имя chiao – учение. В старославянском языке, как уже отмечалось, применялись слова «вера», «верство», «верованье», а в русском языке слово «религия» достаточно устойчиво встречается с начала XVIII века. Ныне насчитывают свыше 250 определений религии.