Религия и терроризм. Учебно-методическое пособие - стр. 12
Для религии необходимо несколько (хотя бы двое или трое) духовно схожих (сродных) и единых в вере людей, находящихся в особом устойчивом, организованном и целенаправленном общении. Вера исходит из индивидуальности и уникальности верующей личности, а религия – из общности верующих людей. Понятие «религия» делает акцент на общественную (коллективную) связь с тем или иным объектом культового служения (поклонения). Религия есть один из общественных институтов. Хотя, как показывает история, любая религия зарождается от конкретной личной веры.
Отдельные религиоведы считают, что к вере приходят через некий промежуточный этап, именуемый доверием. Однако такой подход не раскрывает источника объективности личной веры, делая ее субъективным внутренним состоянием психики одного человека или группы людей. Некоторые философы и религиоведы утверждают, что вера не может претендовать на объективную значимость, что она – всего лишь основа доверия. Более того, они говорят, что тот, кто знает, не может верить, якобы вера всегда «слепа» и основана на риске собственной личностью. Сторонники таковых гипотез выделяют теоретическую веру в то, что «нечто есть», и религиозную веру в области непознаваемого. Они уверены, что никакое объективное знание о трансцендентных, надприродных, и сверхъестественных (но никак не противоестественных), вещах невозможно. Однако любой верующий сразу скажет, что это не так.
Древнерусское слово «вера» означало «верование», «правда», «присяга», «клятва». В древних языках германской группы оно соответствовало понятиям «честность», «правда», «истина», «союз», «договор», «обет», «дружба». Подлинное значение слова «вера» объединяет эти понятия, устанавливающие связи между личностями. Но упор делается на ту личность, которая, собственно, и верует.
В качестве примера приведем христианское определение веры, которое дает апостол Павел: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом… Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11, 1—3).
В этих стихах важны слова – «осуществление ожидаемого» и «верою познаем». С таким определением согласятся адепты большинства религиозных систем и учений.
Православие, ислам и буддизм, а также большинство иных религиозных направлений согласны с тем, что, благодаря вере, познаются явления духовного и нравственного мира, обретается в жизни то, что верующий человек ждет. Каждый сознательно и действительно верующий человек практически постигает, что всякая вера является источником тех или иных духовных знаний, умения и опыта. В зависимости от истинности или ложности веры эти знания и опыт будут истинны или ложны, созидательны или деструктивны, правдивы или правдоподобны. Вера отсутствует у животных (однако у них есть чувство духовного мира). Вера есть действие особой формы сознания личности, проявление реальных духовных потребностей.