Размер шрифта
-
+

Религия и этика в изречениях и цитатах: Справочник - стр. 5


15 «Что делал Бог до сотворения неба и земли?» <…> «Приготовлял преисподнюю для тех, кто допытывается о высоком».

«Исповедь», ХI, 12, 14 (здесь – как чужие слова)

□ Августин-1991, с. 290


16 …Мир существует <…> потому, что Ты [Господи] его видишь.

«Исповедь», XIII, 53

□ Августин-1991, с. 373


17 Зло есть ничто. // Malum nihil esse.

«Монологи» («Беседы с самим собой») (386–387), I, 1, 2

□ Августин-1998, 1:314; sant-agostino.it/latino/soliloqui/index2.htm

Затем у Боэция: «Значит, Бог не может содеять зло? – Нет <…>. – Стало быть, зло есть ничто, если его не может создать Тот, Кто может все» («Утешение философией», III, 12). □ Боэций, с. 248.

→ «Зло не есть какая-либо сущность…» (А-27).


18 Я желаю знать Бога и душу. – И ничего более? – Решительно ничего.

«Монологи», I, 2, 7

□ Августин-1998, 1:318


19 * Закон дружбы <…> предписывает любить друга не менее, но и не более самого себя.

«Монологи», I, 3, 8

□ Августин-1998, 1:320


20 * Вера есть воля уверовавшего.

«О благодати и свободном произволении» (426–427), 14, 28

□ sant-agostino.it/latino/grazia_libero_arbitrio


21 Первородный грех. // Peccatum originale.

«О благодати Христовой и первородном грехе против Пелагия и Целестия» (418)

Согласно Августину Целестий, последователь Пелагия, отрицал, что дети «отягощены каким-либо первородным грехом» (там же, I, 33, 36). □ sant-agostino.it/latino/grazia_cristo/index2.htm.

Тертуллиан в трактате «О душе», 41, 1, говорил о «родовом (изначальном) пороке» («vitium originis»). □ Отд. изд. – СПб., 2004, с. 218. В восточном христианстве, а затем в православии, использовался термин «прародительский грех» (напр.: Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры», IV, 11).

→ «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» (Б-886).


22 Бог не находится где-нибудь. <…> Скорее в Нем находится все, чем Он – где-либо.

«О 83 различных вопросах» (388–395), вопрос 20; пер. Д. Смирнова

□ Августин. Трактаты о различных вопросах. – М., 2005, с. 59

→ «Всевышний является местом, где находится мир» (М-76).


23 Всякое мучение <…> является или наказанием для грешных, или упражнением для праведных.

«О 83 различных вопросах», 27; пер. Д. Смирнова

□ Августин. Трактаты о различных вопросах. – М., 2005, с. 63–64

→ «Все, называемое злом, есть или грех, или наказание за грех» (А-40).


24 Невежество породило <…> расхожую пословицу: «Нет дождя, причина – христиане».

«О Граде Божием» (413–427), II, 3

□ Августин-1998, 3:55


25 Сам человек представляет собою большее чудо, чем всякое чудо, совершаемое человеком.

«О Граде Божием», Х, 12

□ Августин-1998, 3:425

Страница 5