Религия и этика в изречениях и цитатах: Справочник - стр. 32
«О назначении человека», III, 2
□ Отд. изд. – М., 1993, с. 229
37 Нравственное сознание началось с Божьего вопроса: «Каин, где брат твой Авель?» Оно кончится другим Божьим вопросом: «Авель, где брат твой Каин?»
«О назначении человека», III, 2
□ Отд. изд. – М., 1993, с. 237
38 Бог находится в ребенке, проливающем слезинку, а не в миропорядке, которым оправдывают эту слезинку.
«О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики» (1939), II, 2
□ Бердяев Н. А. Царство Духа и Царство Кесаря. – М., 1995, с. 52
→ «Слезинка <…> замученного ребенка» (Д-55).
39 Воинствующее безбожие есть расплата за рабьи идеи о Боге, за приспособление исторического христианства к господствующим силам.
«Русская идея» (1946), VI, 2
□ Отд. изд. – М., 1997, с. 119
40 Трудно найти хомяковскую соборность в историческом православии.
«Русская идея», VIII
□ Отд. изд. – М., 1997, с. 141
41 Страдания Бога превышают страдания мира и человека.
«Рыцарь нищеты» (1914), II
□ Блуа Л. Кровь бедняка. – 2005, с. 19
42 Русь совсем не свята и не почитает для себя [необходимым] обязательно сделаться святой и осуществить идеал святости, она – свята лишь в том смысле, что бесконечно почитает святых и святость <…>.
«Судьба России» (1918), ч. I, гл. «О святости и честности», 1
□ Судьба России, с. 336
43 Стилизованное православие.
Загл. статьи (1914) о книге Павла Флоренского «Столп и утверждение истины»
44 Почитание святых заслонило богообщение. Святой – больше, чем человек, поклоняющийся же святому <…> – меньше, чем человек. Где же человек?
«Судьба России» (1918), ч. I, гл. «О святости и честности»
□ Судьба России, с. 338
45 Христос был не основателем религии, а религией.
«По поводу одной замечательной книги» (1909)
□ Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. – М., 1998, с. 172
46 До Христа мир шел к Богочеловеку, после Христа мир идет к богочеловечеству.
«Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева» (1911)
□ Бердяев Н. А. Собр. соч. – Париж, 1989, т. 3, с. 222
47 История не только откровение Бога, но и ответное откровение человека Богу.
«Смысл истории» (1923), гл. 3
□ Отд. изд. – М., 1990, с. 45
48 Культура родилась из культа.
«Философия неравенства» (1923), письмо XIII («О культуре»)
□ Судьба России, с. 701
Также у П. А. Флоренского: «Культура <…> есть производное от культа» («Автореферат», ок. 1925; опубл. в 1988 г.). □ Флоренский П. Соч. в 4 т. – М., 1994, т. 1, с. 39.
49 Таинство есть точка, в которой происходит прорыв из иного мира в этот мир.
«Философия свободного духа» (1927–1928), ч. I, гл. 2
□ Диалектика божественного…, с. 97