Религия Денег. Духовно-религиозные основы капитализма
1
Можно предложить также другие варианты, например «антиэкономика».
2
Подробнее анализ термина «рыночная экономика» см.: Катасонов В. Ю. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». – М.: НИИ школьных технологий, 2011. С. 53–55, 60–62.
3
Данная работа была в прошлом веке издана на русском языке: В. Зомбарт. Современный капитализм. Т. 1–2. М., 1903–1905. Т. 3. М. – Л., 1930.
4
Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 3.
5
Примечательно, что в дальнейшем, когда Булгаков С. отошел от марксизма, он почти перестал употреблять слово «капитализм» в своих работах. Например, в его известной книге «Философия хозяйства» данное слово встречается лишь три-четыре раза.
6
Большая советская энциклопедия, статья «Капитализм».
7
Одна из таких оговорок касается тезиса, что капитализм «сменяет феодализм». С таким тезисом мы не можем согласиться: капитализм, как мы покажем немного ниже, существовал еще в древнем мире, т. е. задолго до того, что в приведенном определении называется «феодализмом».
8
Этот процесс стремительного перехода общества к рыночным отношениям хорошо показан в работе: Карл Поланьи. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. – СПб.: Алетейя, 2002. Карл Поланьи (1886–1964) – американский экономист, социолог и антрополог венгерского происхождения. По степени научного авторитета на Западе его можно поставить в один ряд с такими фигурами, как Зомбарт В. и Вебер М, о которых мы будем говорить ниже.
9
Махоткин А. Г. Анатомия капитализма. Советская альтернатива. // Интернет.
10
Гэлбрейт Дж. К. Экономика невинного обмана: правда нашего времени. – М.: «Европа», 2009. С. 20.
11
Гэлбрейт Дж. К. Экономика невинного обмана: правда нашего времени. – М.: «Европа», 2009. С. 22–23.
12
Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. 2-е изд. Т. 42. С. 117.
13
Маркс К. К критике гегелевской философии права // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. 2-е изд. Т. 1. С. 252.
14
Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 23.
15
Свое учение об общественно-экономической формации Маркс изложил в следующих своих произведениях: «Нищета философии» (Собр. соч. 2-е изд-е. Т. 4); «Предисловие „К критике политической экономии“» (Т. 13); «Капитал», тт. 1–3 (Тома 23–25); «Экономические рукописи 1857–1859 гг.» (Т. 46, Ч. 1–2).
16
Бородай Ю. Третий путь. Наш современник, № 9. 1991.
17
См., в частности: Маркс К. Наброски ответов В. И. Засулич // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. 2-е изд. Т. 19. С. 400–421; Маркс К. Письмо в редакцию «Отечественных записок» // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. 2-е изд. Т. 19. С. 116–121. См. также: Кара-Мурза С. Г. Карл Маркс против русской революции. – М.: Алгоритм, 2008.
18
Подробнее см.: Катасонов В. Ю. Философия хозяйства. К 100-летию выхода в свет работы о. Сергия Булгакова // Русская народная линия, 02.08.2012.
19
Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1. С. 302.
20
Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1. С. 280.
21
Там же, Т. 23. С. 247.
22
Там же, Т. 23. С. 393.
23
Конечно, еще далеко до идеала, т. к. периодически все-таки возникают забастовки и протесты. Но в основном это случается в моменты кризисов.
24
Бород ай Ю. Третий путь// Наш современник. № 9, 1991.
25
Басов С. Л. О современном рабстве в России // Интернет-журнал «Самиздат».
26
Подробнее см.: Катасонов В. Ю. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». – М.: НИИ школьных технологий, 2011. Кн. 1 и 2. Близким к понятию «денежная цивилизация» является понятие «цивилизация каинова типа» (см. Забегайло О. Н. Духовное понимание истории. – М.: Серебряные нити, 2009). Сегодня многие исследователи выделяют существующие в мире типы общества по признаку формально доминирующей в обществе религии: мусульманской, буддистской, протестантской, католической, синтоистской и т. п.
27
2 Петр. 2:22.
28
Катасонов В. Ю. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». – М.: НИИ школьных технологий, 2011. Кн. 1 и 2.
29
Я уже не раз писал о бессмысленности и даже абсурдности этого словосочетания (см., например: Катасонов В. Ю. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. С. 53–55, 60–62).
30
Одна из последних такого рода публикаций: Молотков А. Христианство и идеология рынка//Журнал «Молодая гвардия», 2011. № 4.
31
См.: гл. 3 «Макс Вебер и „протестантский капитализм“».
32
«Бюллетень оппозиции (большевиков-ленинцев)», май 1930 (№ 11).
33
Примером человека, который считает православие таким «тормозом», является известный журналист В. Познер. В одном из интервью он заявил: «Я считаю, что Русская Православная Церковь нанесла колоссальный вред России». Впрочем, Познер прибыл к нам из Америки, является носителем совершенно другой культуры, и его вряд ли можно назвать русским человеком.
34
Назаров М. В. Вождю Третьего Рима. – М.: Русская идея, 2004. С. 77.
35
См. там же. С. 81–83.
36
См. там же. С. 89.
37
Антонов М. Ф. Капитализму в России не бывать! – М.: Яуза, Эксмо, 2005. С. 588.
38
Там же. С. 588.
39
Нечволодов А. От разорения к достатку – СПб.: Общество памяти игуменьи Таисии. 2007. С. 10.
40
Мухин Ю. Наука управлять людьми: изложение для каждого. – М.: Фолиум, 1995. С. 116.
41
Подробнее см.: Антонов М. Ф. Капитализму в России не бывать! – М.: Яуза, Эксмо, 2005 (гл. 12 «О дореволюционном российском „капитализме“)».
42
Журавлев Андрей. Религиозная этика и бизнес // «Русский предприниматель», 2004. № 1–2.
43
Наш анализ данного документа см.: Катасонов В. Ю. Моральный кодекс строителя капитализма // Наше дело, 2010. № 2.
44
Молотков А. Христианство и идеология рынка // «Молодая гвардия», 2011. № 4.
45
См.: «Русская Православная Церковь создает первый эндаунтмент-фонд» // Сайт «Православие и мир», 22.12.2010; «Православный банкинг и финансовые инструменты в России» // Сайт «Клуб православных предпринимателей», 20.01.2011; Мельников А., Минин С. Духовно-нравственному возрождению потребовались финансовые инструменты // Газета «Протестант», 03.02.2011.
46
См.: Четверикова О. Н. Измена в Ватикане, или Заговор пап против христианства. – М.: Эксмо, 2011 (раздел «Католическая „этика финансов“ как легитимизация спекулятивного капитала»).
47
Гараджа В. И. Социология религии. Учебное пособие. – М.: Инфра-М., 2007. С. 257.
48
«Протоиерей Всеволод Чаплин выступил на заседании на тему Вера, труд и капитал. Базовые социально-консервативные ценности – основа новой промышленной и кадровой политики» // Интернет. Сайт «Русская народная линия», 13.09.2011.
49
Холмогоров Е. Православная этика и дух «социального капитализма» // «Русский обозреватель», 26.07.2010.
50
См.: Пряшников П. Страна дяди Тома. Как русский старообрядческий бизнес боролся за свои права и против царизма // Сайт «Свободная пресса», 10.04.2010.
51
Сомин Н. В. Возможен ли «христианский капитализм»? // Сайт «Христианский социализм как русская идея».
52
Сомин Н. В. Возможен ли «христианский капитализм»? // Сайт «Христианский социализм как русская идея».
53
«Капитализм противоречит христианским ценностям, считают американцы» // «Мир религий», 27.04.2011.
54
Сомин Н. В. «Ты не можешь более управлять» (к евангельской притче о неверном управителе // Сайт «Христианский социализм как русская идея».
55
Первушин М. В. Православие и экономика: аксиологические ориентиры русского капитализма // Богослов.ru. 29.08.2008.
56
См., например: Марк Смирнов, Андрей Журавлев, Адалет Джабиев, Тарас Черниченко. Ислам без процентов. Есть ли в России перспективы для экономики «по шариату» // «НГ-Религия», 22.09.2006.
57
«Представители Русской Православной Церкви приняли участие в XVIII ежегодной конференции Межпарламентской Ассамблеи Православия» // Интернет. «Русская народная линия», 28.06.2011.
58
«Что такое бизнес?» // DAZ. SU (Познавательная «Википедия»). Заметим, что бизнесмены стремятся к повышению рыночной стоимости предприятия ради получения все той же вожделенной прибыли.
59
Наиболее полно идеи «теологии кризиса» изложены в работе Барта «Послание к римлянам (Комментарий к посланию апостола Павла к римлянам)», изданной в 1919 году.
60
Письмо святителя Николая Сербского священнику К. о мировом кризисе// Московский журнал, 2009. № 1.
61
См.: Заявление Экспертного Совета «Экономика и этика при Патриархе Московском и всея Руси в связи с мировым финансово-экономическим кризисом» // «Русская Православная Церковь». Официальный сайт Московской Патриархии. 27.07.2009.
62
Анастасия Митрофанова: на Западе религия перемещается в земную сферу // сайт «Русская народная линия», 14.05.2011.
63
Епископ Андроник. Русский гражданский строй жизни перед судом христианина, или Основание и смысл царского самодержавия. – М., 1995. С. 6.
64
Иоанн Златоуст. Беседа 18 на Послание к Ефесянам.
65
Одно из изданий книги: Макс Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. – М.: Ист-Вью, 2002. С книгой также можно ознакомиться в Интернете.
66
Наиболее известные работы на русском языке: Патрушев А. И. Расколдованный мир Макса Вебера. – М.: изд-во МГУ, 1992; Кравченко Е. И. Макс Вебер. – М.: Весь Мир, 2002; Вебер Марианна. Жизнь и творчество Макса Вебера. – М.: РОССПЭН, 2007. Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. – М., 1991; Гайденко П. П. Социология Макса Вебера // История буржуазной социологии XIX – начала XX века. – М.: Наука, 1979; Давыдов Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. – М.: Мартис, 1998; Льюис Дж. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера. – М., 1981.
67
Большая советская энциклопедия, статья «Пуритане».
68
Об итальянском капитализме этой эпохи см.: Тарле Е. В. История Италии в новое время. – СПб., 1901; Рутенбург И. Очерк из истории раннего капитализма в Италии. – М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1951; Соколов Н. П. Образование венецианской колониальной империи. – Саратов, 1963; Котельникова Л. А. Феодализм и город в Италии в VIII–XV веках. – М.: Наука, 1967.
69
М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. С. 48. Обратим внимание, что Вебер, чувствуя натяжку в своем тезисе, к словам «мирное приобретательство» добавляет в скобках: «формально».
70
М. Вебер. Аграрная история древнего мира. – М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1923. С. 19.
71
Тростников В. Православная цивилизация: исторические корни и отличительные черты. – М.: Изд. дом Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», 2004. С. 171–172.
72
Там же. С. 173–174.
73
Известный немецкий исследователь русской экономики Г. Шульце-Геверниц (1864–1943) считал русских старообрядцев сродни движению квакеров в Англии.
74
Многие староверы занимались торговлей, фабричным производством, горным делом, банковским делом целыми семьями и имели династии. Можно назвать следующие семейные кланы староверов-предпринимателей XIX– начала XX века: Рябушинские, Тындины, Морозовы, Мамонтовы, Марковы, Гучковы, Кузнецовы. Среди наиболее известных «единоличных» предпринимателей следует упомянуть Василия Кокорева, Николая Бугрова, Козьму Солдатенкова, Сергея Щукина, Илью Ковылина, Григория Горбунова, Василия Громова.
75
Кузнецов Ю. Тезисы о Вебере. Протестантизм и генезис европейского капитализма // Интернет.
76
Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. – М.: Прогресс, 1987. С. 346.
77
Tawney R. H. Religion and the Rise of Capitalism. New York: Harcourt, Brace & World, Inc., 1926.
78
Fanfani Amintore. Catholicism, Protestantism, and Capitalism. Norfolk, 2003.
79
Pierotti Sandra. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism: Criticisms of Weber's Thesis // Интернет. Перевод: Сандра Пьеротти. Протестантская этика и дух капитализма. Критика теории М. Вебера. // Интернет. Сайт «Финансы и религии».
80
См.: Сомин Н. В. Блеф «Протестантской этики» // Сайт «Христианский социализм как русская идея».
81
Viner Jacob. Religious Thought and Economic Society. Durham: Duke University Press, 1978.
82
См.: Кузнецов Ю. Тезисы о Вебере. Протестантизм и генезис европейского капитализма //Интернет; Robertson H. M. Aspects of the Rise of Economic Individualism: A Criticism of Max Weber and his School. N. Y. 1933. P. 117.
83
Ваджра А. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. – М.: АСТ: Астрель, 2007. С. 96.
84
Ваджра А. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. – М.: АСТ: Астрель, 2007, с. 97–98.
85
Климов А. Православный социализм и западный капитализм // Национальные интересы, 2009. № 2.
86
Бородай Ю. М. Почему православным не годится протестантский капитализм? // Наш современник, 1990. № 10.
87
Еще раз напомним, что Вебер явно преувеличивал религиозный фанатизм протестантов в деле накопления капитала. Если у протестантов и был фанатизм, то, скорее, он распространялся на сферу профессиональной трудовой деятельности.
88
Энгельс Ф. Предисловие ко второму изданию «Крестьянской войны в Германии» // К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. 2-е изд-е. Т. 16, С. 412–413.
89
Вальцев С. В. Закат человечества. 2-е издание, переработанное и дополненное. Почему человечество вырождается? – М.: Книжный мир, 2-е изд-е, 2010. С. 274.
90
Там же. С. 275.
91
Кузнецов Ю. Тезисы о Вебере. Протестантизм и генезис европейского капитализма // Интернет. Ю. Кузнецов в данном вопросе ссылается на работу известного английского историка и социолога Робертсона (одного из наиболее известных ранних критиков Вебера): Robertson Н. М. Aspects of the Rise of Economic Individualism: A Criticism of Max Weber and his School. N. Y. 1933 (pp. 168–206).
92
См.: Сомин Н. В. Блеф «Протестантской этики» // Сайт «Христианский социализм как русская идея».
93
В период с 1481 по 1808 год репрессиям со стороны инквизиции подверглось около 300 тыс. человек, в том числе более 30 тыс. человек были сожжены (Тростников В. Н. Вера и разум… С. 111).
94
Тростников В. Н. Вера и разум. Европейская философия и ее вклад в познание истины. – М.: Грифон, 2010. С. 111.
95
Сомин Н. В. Блеф «Протестантской этики» // Сайт «Христианский социализм как русская идея».
96
Само слово «индивид» происходит от латинского individum, что означает «неделимый». Имеется в виду, что мельчайшей неделимой частицей общества (атомом социума) является человек (аналогия была взята философами из физического мира; еще недавно считалось, атом – «неделимый кирпичик» Вселенной).
97
Цит. по: Молотков А. Христианство и идеология рынка // Молодая гвардия, № 4, 2011.
98
Там же.
99
См.: Московичи С. Машина, творящая богов. – М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.
100
Молотков А. Христианство и идеология рынка // Журнал «Молодая гвардия», 2011, № 4.
101
Обычно наиболее радикальные критики нынешней российской политики поощрения иммиграции говорят о том, что ее «пружиной» является экономический интерес – интерес получения крайне дешевой рабочей силы (более дешевой, чем рабочая сила местного происхождения). Это так. Но иммиграция необходима и для решения политических задач – полиэтническое и поликультурное общество является более удобным объектом управления, чем общество моноэтническое и монокультурное (вспомним древний принцип: «разделяй и властвуй»).
102
Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., 2-е изд-е. Т. 23. С. 611.
103
Екк. 5:10, 18. Премудрый Соломон так возвышенно отзывается о богатстве: «Венец мудрых – богатство» (Пр. 14:24). Иисус, сын Сирахов, поучая сына, говорит: «Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа» (Сир. 11:14). Пророк Самуил ставит имущественное положение человека в прямую зависимость от расположения к нему Бога: «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» (1 Цар. 2:7). Вот еще несколько высказываний подобного рода из Ветхого завета: «И богатство, и слава от лица Твоего» (Шар. 29:12); «Богатство и сила возвышают сердце» (Сир. 40:26); «За смирением следуют страх Господень, богатство и слава» (Пр. 22:4). Особо выпукло мысль о богатстве как благоволении Бога звучит в книге Иова: чтобы испытать Иова Господь отбирает у него богатство, но после искушений в знак Своего благоволения Он с лихвой все возвращает праведнику.
104
Прот. Ткачев А. Беседы на Евангелие. О богатом юноше // Журнал «Православный взглядъ» № 6 (11), 2011.
105
Бородай Ю. М. Почему православным не годится протестантский капитализм? // Наш современник, 1990. № 10.
106
Методизм сложился в первой половине XVIII века в Великобритании и Северной Америке на почве англиканства.
107
Естественное право – одно из широко распространенных понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Е. п. выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого ею строя общественных отношений (Большая советская энциклопедия, статья Естественное право).
108
История политических и правовых учений. Учебник. Под ред. Лейста О. Э. – М.: Юридическая литература, 1997. С. 165.
109
Ваджра А. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. – М.: АСТ: Астрель, 2007. С. 86.
110
Февр Люсьен. Бои за историю. – М.: Наука, 1991. С. 206. Упоминаемые Л. Февром Фуггеры – крупнейший наряду с Вельзерами, купеческий и банкирский дом Германии XV–XVII веков, который вел дела по всей Европе и за ее пределами. Деятельность Фуггеров – высшая точка в развитии раннего европейского капитализма.
111
О подобной «раздвоенности» христианской жизни и христианского сознания достаточно обстоятельно пишет Н. В. Сомин в статье «Трансформация общества: очерк христианской социологии» (сайт «Христианский социализм как русская идея»). Эту «раздвоенность», которая устойчиво существовала до капитализма в христианском обществе, он называет «своеобразным паритетом храмового христианства и экономического язычества». После прихода капитализм указанный «паритет» был сломан – в пользу «экономического язычества».
112
Надо иметь в виду, что такое выведение хозяйственной жизни в сферу действия «естественного права» в протестантизме произошло не сразу же после того, как Г. Гроций и ему подобные заявляли о своих «открытиях». Это достаточно растянутый процесс, который в некоторых протестантских церквях еще не завершился до конца.
113
Э Фромм. Иметь или быть? – Киев, 1998. С. 196–197.