Размер шрифта
-
+

Рецепты тибетских целителей - стр. 28

Создание лекарств в тибетской медицине, схемы лечения различных заболеваний, их диагностика в тибетской медицинской литературе описывается на основе метафорического языка. Болезни называются врагами или дикими животными. Распространение заболевания сравнивается с наступлением врага, захватом укрепленных позиций, нападением зверя. В каждом случае освобождение от болезни ассоциируется с действием божества или духа, несущего выздоровление.

На фоне военных сражений с болезнями составление лекарств уподобляется формированию войска под предводительством главного лечебного компонента – «царя». Компонент – «царь» – это та составляющая, действие которой направлено на причину или главный симптом болезни, он выполняет основную лечащую функцию. Но «царь» имеет свиту из основных и второстепенных компонентов, которые и составляют его победоносное войско. Это основные и второстепенные составляющие – «царица», «советники» («министры»), «стражники» («воины»), «проводники», «купцы», «оружие», «кони», «глашатаи», бегущие перед царским выездом и расчищающие дорогу, и т. п. Все они выполняют свою функцию в лекарственном препарате. Ингредиент – «советник» («министр») помогает «царю» усилить терапевтический эффект. Чтобы обеспечить «мягкое» действие лекарственных средств, в сложные составы вводится специальный ингредиент – «проводник» или «конь», который призван доставить препарат к месту назначения. Здесь чаще всего используют свежую кипяченую теплую воду, мед, патоку, сахар, специи. Поэтому лекарство работает очень избирательно, воздействуя конкретно на очаг воспаления. Эти меры также позволяют избежать побочных эффектов, затрагивающих другие ткани и системы организма.

Например, если составляется лекарство для воздействия на «холод», то в качестве «царя» должен будет выступить гранат, «советником» – рододендрон, «проводником» могут быть такие специи, как имбирь, мускатный орех, шафран, кардамон, в зависимости от симптомов, которые нужно устранить. Один и тот же ингредиент в разных ситуациях может представляться в роли «царя», «царицы», «стражника» или «советника». Как пример можно привести такую запись из тибетских медицинских книг: «Камфару готовят так: как дикого человека, который бродит один; как богатыря, которого снаряжают оружием; как царицу, которую сопровождает учтивая свита; как посла, соединяющего с друзьями и врагами; как военачальника, находящегося среди соратников; как царя, ведущего всех за собой». Здесь речь идет о том, что камфару можно приготовить из шести разных составов. Так, в первом случае камфара назначается в чистом виде, во втором – ее вооружают лекарственными травами и на «коне» (сахар) отправляют к больному месту. Если к первоначальному составу добавить медвежью желчь, шафран и мускус, то получится «учтивая свита». Можно и дальше усложнять состав, что будет делать камфару, в зависимости от тяжести и сложности болезни, «послом», «военачальником», «царем».

Страница 28