Размер шрифта
-
+

Развитие субъекта образования. Проблемы, подходы, методы исследования - стр. 46

В физике различают несколько исторически сложившихся картин мира, которые в процессе развития науки сменяли друг друга, включая предыдущую картину мира как частный случай последующей: механическая (МКМ), электродинамическая (ЕДКМ) и квантово-полевая картины мира (КПКМ); в основании их лежат физические формы движения материи. Движение в философии и естествознании понимается как изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов. При этом движение (изменение), подчиняющееся физическим законам, и есть то основание, на котором построены соответствующие частные физические картины мира. В науке, кроме физической формы движения материи, различают также химическую, биологическую и социальную форму движения. Каждая из них имеет свои особенности, свои закономерности и не может быть сведена к другой. При этом они существуют неизолированно друг от друга (например, понимание процессов биологической жизни невозможно без изучения физических и химических процессов в живых организмах). Таким образом, в основании естественнонаучной картины мира должны лежать все известные науке формы движения материи в их взаимодействии и взаимодополнении. При этом важно понимать, что именно физическая картина является ядром естественнонаучной картины мира, а сама наука физика ввела основные понятия (материя, вещество, поле, движение), открыла фундаментальные законы природы (в частности, законы сохранения), построила теории, которые используются во всех отраслях научного знания. Поэтому ЕНКМ должна формироваться с единых позиций на уроках всех предметов естественнонаучного цикла, и единство должно задаваться системой фундаментальных закономерностей природы.

Обратимся вновь к термину естественнонаучного миропонимания. Если мы вспомним, приведенное выше определение понимания А.Н.Славской как «размещения» знания в когнитивной структуре сознания субъекта, то станет очевидным, что естественнонаучное миропонимание имеет субъектную направленность, субъект опосредствует собственной мыслительной деятельностью те знания, которые он получает о естественнонаучной картине мире. Иными словами, естественнонаучное миропонимание (ЕНМП) учащимися должно извлекаться из естественнонаучной картины мира (ЕНКМ).

В той мере, в какой естественнонаучное миропонимание становится неотъемлемой частью сознания субъекта – познавательными принципами, убеждениями, на которых строится его деятельность, формируется готовность к реализации и защите своих идеалов и убеждений, – мы можем говорить о естественнонаучном мировоззрении субъекта.

Страница 46