Размер шрифта
-
+

Развитие личности ребенка от трех до пяти - стр. 37

Ребенок сам определяет время и место игры (абсолютно не соотнося это время и место с категориями «можно» и «нельзя», не считаясь ни с режимом, ни с необходимостью еще какой-то деятельности, которая требуется от него по разумению взрослых). Фактически свобода ребенка по-настоящему начинается там, где становится возможной свободная игра в свободном времени и пространстве. Безусловно, мы рассматриваем сейчас идеальный вариант. В реальности же, как правило, свобода чем-либо ограничивается. Однако ограничения позволяют очертить границы игрового пространства. Именно с этим связано разделение общего поля игры на действительный и фантазийный пласт. Если выделены рамки игры, ребенку легче распределять роли и при необходимости придумывать новые. И конечно, самому выстраивать сюжет.


В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ

Игра – это конкретное самовыражение ребенка и способ приспособления к собственному миру.

Гарри Лэндрет

Согласно одному из определений, сюжетом называется некая рамка событий, задающая их последовательность. Применительно к детской игре сюжет – цепочка формальных операций, которые делает ребенок, превращая реальность в игру. Но не только! Сюжет детской игры содержателен, осмыслен, в нем есть главная тема, а сколько возникает эмоций! При этом ребенок, не осознавая того, руководствуется «правилом волшебников»: чудо возникает только при наличии веры в него, при том – веры безусловной. И в этом принципиальное отличие детской игры от игры взрослых. Даже притворство ребенка (всем известное «понарошку») – тоже есть часть игры. Именно сюжетом определяется игра как таковая, именно сюжет в конечном итоге является главным звеном усложнения игр разных возрастов.

Заметим, что в зависимости от типа игры сюжет может определять как временные и пространственные рамки, так и всю динамику игры. При этом важно не путать понимание сюжета ребенком и взрослым. Так, у режиссера сюжет охватывает все произведение целиком, для актера же является отправной точкой действия. В социальных играх мы все, и взрослые и дети, находимся на актерской позиции. Кстати сказать, в профессиональной актерской игре очень многое от игры детской. И уж конечно дети, в свою очередь, превосходные актеры. Сравнение понятий «детско-актерская» и «актерско-детская» игра приводит нас к необходимости осмысления важной составляющей игры – ее потенциала. Дело в том, что возможности развития личности вне потенциала игры просто не существует. Иными словами, личность развивается через игровой пласт, через игровые действия.

Сюжет игры неизбежно определяет тему. Более того, тема игры и развивается в сюжете, будь то «войнушка» или «дочки-матери», «гонки» или «кукольная свадьба» и т. д.

Страница 37