Размер шрифта
-
+

Разоблаченная Изида. С комментариями. Том 2 - стр. 151

редактировали «Ману» и составили большую часть Вед?

Маркион вместе с другими гностиками указывал на ошибочность идеи воплощенного Бога и поэтому отрицал телесную реальность живого тела Христа. Его сущность была только иллюзией; она не состояла из человеческой плоти и крови, также она не была рождена человеческой матерью, ибо его божественная природа не могла быть осквернена каким-либо контактом с грешной плотью[330]. Он считал Павла единственным апостолом, проповедовавшим чистое Евангелие истины, и обвинял других учеников в «искажении чистой формы евангельских учений, переданных им Иисусом, и в смешивании вопросов Закона со словами Спасителя»[331].

Наконец, мы можем добавить, что современная библейская критика, которая, к сожалению, стала действительно активной и серьезной только к концу прошлого века, – теперь в целом признает, что маркионовский текст единственного Евангелия, о котором он что-нибудь знал, – «Евангелия от Луки», значительно превосходит нынешние синоптические Евангелия и значительно вернее их. В «Сверхъестественной религии» мы находим следующее поразительное (для каждого христианина) выражение: «Поэтому мы в долгу перед Маркионом за правильную версию даже “Отче наш”»[332].

Если, оставив на время выдающихся основателей христианских сект, мы обратимся к секте офитов, которая окончательно оформилась приблизительно во времена Маркиона и Василида, то мы можем найти в ней причину ересей всех других [сект]. Подобно всем другим гностикам, они отвергали Моисееву Библию целиком. Тем не менее их философия, за исключением ряда новых выводов со стороны нескольких наиболее значительных основателей различных ответвлений гностицизма, – не была новой. Пройдя через халдейскую каббалистическую традицию, она черпала свои материалы из герметических книг, и, прослеживая ее полет еще дальше назад по их метафизическим умозрениям, мы находим ее барахтающейся среди учений Ману и раннего индусского дожреческого генезиса. Многие из наших выдающихся исследователей прослеживают гностические философские учения в прошлое прямо к буддхизму, что ничуть не приносит вреда ни их, ни нашим аргументам. Мы еще раз повторяем, что буддхизм есть первоисточник брахманизма. И не против первичных Вед протестует Гаутама. Он протестует против жреческой и официальной государственной религии своей страны и против брахманов, которые для того, чтобы дать место кастам и облечь их властью, в более поздний период наполнили древние рукописи вставленными [ими самими] шлоками. Это было сделано с целью доказать, что касты были предопределены Творцом, поскольку [якобы] каждый класс людей был произведен из более или менее благородной конечности Брахмы.

Страница 151