Расстанься с болью. О чем говорит ваша боль и как заставить ее замолчать - стр. 13
Большое количество неожиданных знаний можно обнаружить, например, в неоднозначно оцениваемом труде Якова Шпренгера и Генриха Крамера (Инститориса) «Молот ведьм». Если рассматривать этот труд ученых инквизиторов через призму сегодняшних представлений о психических расстройствах и заболеваниях, то можно обнаружить весьма стройное описание симптоматики таких расстройств в рамках принятой в Средние века терминологии, равно как и приемов психодиагностики по телу вместе с рекомендациями по лечению, к сожалению, очень ограниченными. Образно говоря, инквизиция явно предпочитала радикальные методы лечения. Но с другой стороны, отцов-инквизиторов тоже можно понять – состояние общества заботило их больше, нежели отдельные индивидуальности, оформившиеся до стадии самоосознания только в эпоху Возрождения.
Можно добавить, что средневековый палач в свободное от пыток и казней время обыкновенно отправлял в средневековом городе функцию лекаря, а значит, никак не мог быть полным дилетантом, скорее уж хорошо подготовленным эмпириком, к тому же опиравшимся на опыт и знания целых поколений, если вспомнить цеховую организацию и традицию наследования ремесла в Средневековье.
Эпоха Возрождения добавила, как и свойственно было этой эпохе, понимание человека как микрокосма, отражающего всю Вселенную, что на одном полюсе привело к детальным исследованиям физиологии, анатомии, механики человеческого тела, а на другом – к поиску символических соответствий, которые представляются нам сегодня фантастическими в силу утраты понимания символического языка описания. Нам непонятны, например, соотнесение апостолов Христа с теми или иными частями тела, как непонятны и попытки найти соответствия планет Солнечной системы органам.
Самые общие принципы современного символического прочтения тела сводятся к отождествлению определенных частей и зон тела с конкретными областями психической жизни. Так, передняя поверхность тела соотносится со способностями человека к принятию, восприятию, спина – с его отдачей, выражением во внешнем мире. Позвоночник – «становая ось» и соотносится с Я человека. Руки говорят о возможности самовыражения, творчества, преобразования мира, ноги – о чувстве устойчивости. Шея – зона контроля, свидетельствует о гибкости мышления. Волосы рассматриваются как символ силы. При хроническом стрессе или страхе наряду с общим повышением мышечного тонуса возникает мышечно-сухожильный ремень с шеи на голову, что приводит к нарушению питания корней волос и, следовательно, к облысению. Проблемы с ушами появляются, когда нас травмирует то, что мы слышим, проблемы со зрением – отказ видеть что-то в этом мире. При этом близорукость – символическое бегство от окружающего мира, дальнозоркость – неприятие собственного внутреннего мира или ближайшего окружения.