Расследуя жизнь - стр. 13
Отсюда можно сделать вывод: когда человек указывает другому, что ему можно делать, а что нельзя, – это значит, что он не отвечает сам за себя и не может делать всё, что хочет он. Потому что там есть кто-то над ним, кто, в свою очередь, регулирует его. Люди, указывающие другим, как им жить, не великие авторитеты и не свободные личности, совсем нет. Наоборот, они – дети. В плане своего личностного развития они находятся на уровне детей, у которых есть более авторитетные фигуры (родители), которые им что-то запрещают или разрешают. Они живут в этой модели – им могут что-то запретить. Ну, ок, тогда и я могу кому-то что-то запретить. Более слабому в моей песочнице я могу запретить брать мои игрушки. Но может прийти более сильный и надавать мне по шапке, и мне придётся подчиниться его авторитету.
Дети могут вырасти физически, но не перестать быть детьми психологически и перенести во взрослую жизнь эти законы иерархии: взрослые фигуры указывают детишкам границы дозволенного, а детишки обязаны подчиниться. А если не подчинился – тебя накажут и назовут хулиганом (плохим человеком).
Чем плохо оставаться детьми во взрослом возрасте? В данном случае, это плохо тем, что человек не научается регулировать свою жизнь самостоятельно. Как в том примере с границами: моему собеседнику был неудобен мой вопрос, он смутился и не знал, как на него отвечать. Он как будто не знал, что он может просто проигнорировать его. Или сказать мне: «Я не хочу об этом говорить». Почему не мог? Потому что не привык брать ответственность за себя на все сто. Ему было бы значительно легче жить, если бы другой человек был эталоном благоразумия и просто молчал! Не ставил его в неловкое положение. И тогда ему бы не пришлось принимать решения, делать выборы и отвечать за себя. Ведь это намного проще – пожурить другого за невоспитанность и тем самым иметь индульгенцию на отсутствие ответа. Чем откровенно признать, что меня смущает вопрос, мне неловко, я не хочу, чтобы ты знала ответ, я не хочу отвечать и прочее. Намного проще свалить с себя ответственность на визави, сделав вид, что это ты не можешь ставить меня в неловкое положение. Такое незамутнённое, инфантильное желание, чтобы все другие подстроились под мои представления о том, что хорошо, а что плохо, и вели себя хорошо, а я бы просто расслабился и вёл приятные беседы.
То же самое в примере с собеседницей. Человек хочет от другого определённую реакцию, а не получив её, как будто обижается. Ну как же так? Ты же должна была мне ответить, чтобы мне было хорошо! Ты не можешь делать так, чтобы мне было нехорошо!